Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
текст основан на подкасте того же автора, 2008
23 января 2020 исполнилось 110 лет со дня рождения первого в истории джаза всемирно известного музыканта из Европы. Этого великого гитариста мы, по традиции советской редактуры ещё 1950-60-х гг., знаем под именем Джанго Рейнхардт. В США его имя, Django Reinhardt, произносится примерно как “Джэнго Райнхард”, а во Франции, где он прожил большую часть своей жизни – Джанго Рэнар, с ударением на последнем слоге. Наше издание использует компромиссное написание: Джанго Райнхардт.
До второй мировой войны практически все международные звёзды джаза были американцами, что и неудивительно: ведь Северная Америка – родина джаза. Пожалуй, первой всемирной джазовой суперзвездой тех лет родом из Старого Света был французский цыганский гитарист Джанго Райнхардт.
Жан-Батист Рэнар (именно так, и с ударением на последний слог!) родился в цыганском таборе в Бельгии 23 января 1910 года, но всё его детство и молодость прошли на окраинах Парижа, в таборе, который стоял у парижских ворот Шуази. В 12-летнем возрасте он научился играть на банджо, а затем и на гитаре, не взяв ни единого урока – просто глядя на то, как играли цыганские гитаристы в таборе. В 18 лет Джанго Райнхардт женился, хотя жил, в общем-то, в нищете: сам он говорил, что до свадьбы носил только обноски старших цыган табора и никогда не спал на настоящей кровати и вообще в настоящем доме – только в цыганской кибитке. Именно в такой кибитке и случилось событие, радикально изменившее жизнь Джанго. Его молодая жена Белла делала на продажу целлулоидные цветы, чтобы как-то прокормить семью: заработков гитариста Джанго в ночном клубе La Java не хватало. Вернувшись ночью из клуба, Джанго услышал в кибитке шорох, как будто среди целлулоидных обрезков бегали мыши. Он машинально наклонился со свечой в руке, целлулоид вспыхнул, и только быстрая помощь соседей по табору помогли Джанго и его жене выбраться из кибитки, которая сгорела дотла. Жена не пострадала, но правая нога и левая рука Джанго были сильно обожжены. Ногу хотели ампутировать, но Джанго отказался, и, как выяснилось, не зря – уже через год он мог ходить, только слегка опираясь на трость. Хуже было с рукой. У гитариста левая рука – самая рабочая, а безымянный палец и мизинец его левой руки оказались безнадёжно искалечены, на всю жизнь оставшись пригнутыми к самой ладони. Но сила воли Джанго и любовь к музыке оказались поразительны: всего за год он научился играть на гитаре заново, используя для своих невероятно виртуозных соло всего два пальца, указательный и средний – повреждёнными пальцами он только изредка мог прижимать вспомогательные ноты аккорда.
В это самое время – а это рубеж 20-30-х гг. – Джанго Рейнхардт увлёкся американским джазом, успешно вплавляя в него цыганские традиции игры на акустической гитаре.
ВИДЕО: Quintette du Hot Club de France, киносъёмка конца 1930-х
На его ранних записях этот уникальный сплав очень хорошо слышен: ритм ведут контрабас и две ритм-гитары (барабанов в ансамбле не было), а солируют по очереди юный скрипач Стефан Граппелли и гитарист Джанго Рейнхардт, причём поверить, что он для игры использует всего два пальца левой руки, совершенно невозможно!
Слушаем запись 1936 г. Джанго здесь 26 лет. Легендарный «Квинтет Хот-Клуба Франции» играет тему «Swing Guitars».
Вторая мировая война застала Джанго Рейнхардта в Лондоне, и часть музыкантов его ансамбля (в том числе скрипач Стефан Граппелли) там так и осталась, а вот Джанго сразу же вернулся в Париж... и попал под немецкую оккупацию. И на этом бы его история завершилась, потому что цыган при гитлеровском «новом порядке» ждала такая же печальная судьба, как и евреев. Но у Джанго нашёлся высокий покровитель: влиятельный офицер немецкой авиации Дитрих Шульц-Кён, по прозвищу «Доктор Джаз», благодаря которому многие французские джазовые музыканты во времена оккупации избежали чересчур тесного знакомства с гестапо.
После освобождения Франции Джанго с удовольствием вернулся к гастролям и даже впервые в жизни отправился в Америку. До войны он много записывался с американскими музыкантами в Париже, и старые связи помогли – Джанго даже выступал одно время «специальным гостем» в оркестре Дюка Эллингтона. Но Дюк заставлял его играть на электрогитаре, что не очень нравилось ни Джанго, ни его поклонникам, да и ритмичный цыганский свинг, который играл европейский гитарист, американской музыке уже казался старомодным.
СЛУШАЕМ: Джанго Райнхардт на электрогитаре c оркестром Дюка Эллингтона, запись с концерта в Чикаго 10 ноября 1946. «Blues Riff»
Джанго вернулся во Францию, некоторое время работал сольно, но с 1951 г. больше не выступал: здоровье портилось. 16 мая 1953 года у 43-летнего гитариста случился инсульт, его отвезли в больницу, но спасти не смогли.
Казалось бы, очень короткая и неровная карьера, но Джанго Рейнхардт повлиял на огромное количество гитаристов по всему миру – помните, как в фильме Вуди Аллена «Сладкий и гадкий» главный герой, никогда не существовавший Эмметт Рэй, слушает пластинки Джанго и падает в обморок при появлении своего французского кумира?
ВИДЕО: фрагмент фильма «Сладкий и гадкий» («Sweet and Lowdown», 1999). Главный герой киноленты, гитарист Эмметт Рэй, слушает пластинки Джанго Райнхардта.
А помните супервиртуозного гитариста с характерным цыганским лицом в первых кадрах замечательной ленты французского мультипликатора Сильвэна Шомэ с музыкой Бенуа Шарэ, «Трио из Бельвилля»?
ВИДЕО: первые кадры мультфильма «Les Triplettes de Belleville» (2003). Напоминающий Джанго персонаж появляется примерно на 0:45.
Все эти образы — Джанго, и Джанго до сих пор слышен едва ли не в каждой ноте музыкантов популярного в Европе и по всему миру направления «джаз-мануш» (jazz manouche, цыганский джаз).
В завершение послушаем сделанную в Париже в 1939 г. запись Джанго с музыкантами оркестра Дюка Эллингтона, Рекс Стюарт – корнет, Барни Бигард – кларнет и барабаны, Билли Тэйлор – контрабас и Джанго Райнхардт – гитара. Тема Рекса Стюарта «Monmartre».
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!