Текущий основной стратегический стелс-бомбардировщик B-2 Spirit ВВС США, является самым дорогим самолётом в истории, со стоимостью одного борта с учётом НИОКР свыше 2 млрд. долларов США. Это малозаметная и высокотехнологичная машина, которая может нести ядерные заряды. Новый бомбардировщик B-21 должен стать еще более незаметным и нести еще более усовершенствованные технологии для возможности нанесения стратегических атак.
В октябре 2015, спустя почти тридцать четыре года, после первого выигранного контракта, американская военная компания Northrop Grumman получила новый контракт от ВВС США на создание следующего поколения стратегического стелс-бомбардировщика B-21 Raider. На данный момент, множество деталей о проекте скрыто за грифами секретно, однако уже сейчас мы можем на основе открытых источников и известных сведений предположить несколько вещей об этом самолёте.
Бомбардировщик получил своё название в честь 21 века и рейда Дулиттла во время Второй Мировой Войны, когда 16 бомбардировщиков B-25 Митчелл 18 апреля 1942 под командованием подполковника Джеймса Дулиттла, взлетев с американского авианосца «Хорнет», впервые в этой войне атаковали территорию Японии и город Токио. Таким названием ВВС США хотят акцентировать внимание на атакующие характеристики, скрытность и возможность нанесения ударов на большом удалении нового бомбардировщика.
Что нового? Эволюционный путь развития.
Официальные эскизы, на которых запечатлён самолёт по схеме летающее крыло, очень напоминает своего предка - B-2 Spirit, однако есть и различия. Двигатели B-21 расположены ближе к началу крыла, более органично вписаны в фюзеляж и имеют закругления, в отличие от пилообразной формы обшивки двигателя у B-2.
У B-21 выхлопы от всех двигателей закрыты, для уменьшения ЭПР, в отличие от B-2. Самолёты практически совпадают по размерам, таким образом можно утверждать, что у нового стратега двигателей так же будет 4. После объявления субподрядчика в лице Pratt and Whitney, стали понятные и возможные модели двигателей, которые будут применены - либо F-100 либо F-135. Причём второй вариант видится наиболее вероятным, так как уже используется в программе F-35 JSF. Унификация может способствовать уменьшению стоимости и так через чур раздутой программы F-35.
Абсолютно точно можно сказать, что будучи тяжелым стратегическим бомбардировщиком, B-21 будет нести номенклатуру как обычных, так и ядерных вооружений. А учитывая схожести в размерах, полезная нагрузка с большой долей вероятности, окажется в сопоставимых пределах, что означает два закрытых отсека для бомб. В целях удешевления, скорее всего будет использована бомбовая карусель Advanced Applications Rotary Launcher, монтируемая на B-2, которая может нести на себе по 8 бомб или ракет - доводя количество боеприпасов до 16 на борт.
Скорее всего, ВВС вооружит B-21 следующим поколением ядерной стелс-ракеты - Long-Range Stand-Off (LRSO) missile - и свободнопадающими ядерными бомбами B-61-12. Здесь ВВС США пытаются реализовать концепцию предварительного ядерного удара по ПВО противника с помощью ракеты с безопасного расстояния, с дальнейшим нанесением бомбового удара по главным целям.
Для неядерных миссий, B-21 скорее всего вооружат AGM-158 JASSM и JASSM-ER - это высокоточная крылатая ракета класса воздух — поверхность, разработанная корпорацией Lockheed Martin и GBU-31 Joint Directed Attack Munition бомбами со спутниковым наведением. Эти вооружения могут использоваться в рамках схожей с ядерной концепцией нанесения удара стратегии.
Как и большинство новых вооружений в 21 веке, бомбардировщик будет построен на основе открытой архитектуры техники и программного обеспечения, что позволит ему ещё дольше оставаться в строю за счёт более простых процедур модернизации. В будущем, это позволит B-21 стать многофункциональным самолётом, который сможет брать на борт дронов, оборудование для радиоразведки, средства радиоэлектронной борьбы и другое.
Что в итоге?
B-21 должен начать первые полёты в середине 2020х. ВВС США планирует закупить не менее 100 бортов для замены уже значительно устаревших B-52H и B-1B. Является ли B-21 таким уж и новым? Однозначно можно будет сказать, только когда бомбардировщик будет готов. Скорее всего, за основу был взят проект B-2 с более глубоким применением новых технологий и достижений науки. Всё-таки за более чем 30 лет с момента начала разработки технологии совершили заметный скачок вперёд. Тяжелый стратегический бомбардировщик сегодня - больше носитель, чем инструмент для прорыва обороны и нанесения ударов схожих с Рейдом Дулиттла во время ВМВ. Это мнение подтверждает и концепция ПАК ФА корпорации Сухого, в которой не стали гнаться за гиперзвуком и решили разработать свой стелс-бомбардировщик.