Найти тему

Зимний Алтай на пузотерке-малолитражке

Рано или поздно после путешествий в теплое(иногда относительно) время года, начинает хотеться чего-то пожестче.

И вот, в один прекрасный день, две взрослые вполне уже девушки (далеко за 30 :-) отправились путешествовать по зимнему Алтаю.

На самом деле, нам нужно было попасть в Усть-Коксу к 4-5 января, но мы решили сделать это через Кош-Агач. Неблизкий путь и большой крюк, но нам хотелось увидеть как можно больше. И мы поехали)

Выдвинулись из Горно-Алтайска 2 января. Надо сказать, что накануне вечером пришло штормовое предупреждение о сильнейшем снегопаде. Наш план накрывался медным тазом... Было очень обидно, ведь мы так долго готовились и так предвкушали...

В результате приняли решение выехать, а там будет видно. И оставить себе возможность вернуться, если будет совсем плохо.

Итак, доехали до смотровой площадки с памятником В. И. Шишкову. Тут было совсем плохо. Заметало так, что "дворники" не справлялись. Было довольно тепло и снег налипал просто на все.

Мы уже было отчаялись, но упорно поехали дальше. И чудо! - после села Манжерок небо вдруг очистилось и дальше, до Курая, не было ни одной снежной тучи!

Впоследствии я узнала, что Горно-Алтайск и Майма находятся в центре некоей погодной "ямы", где часто бывает непогода. В то время, как уже через километров 30 может быть совсем по-другому.

Дальше мы добирались без особых проблем, если не считать небольшие переметы на дорогах Онгудайского района. Зато сколько всего увидели! Как меняются зимние пейзажи! Какие графичные горы! А как нас удивили тогда замершие водопады!

Взять тот же Ширлак, который находится на трассе. Летом он почти не виден. А зимой - это огромная глыба голубого льда, внутри которого где-то шумит вода...

После Акташа погода начала портиться и в Курайскую степь мы въехали практически на ощупь. Так и добрались до Кош-Агача. В гостинице нам сказали, что температура была всего -4°С. На моей памяти это был первый и последний раз. Обычная температура здесь зимой от 20 до 50 с лишним градусов.

Наутро, 3 января, я выглянула в окно гостиницы и... поняла, что вот оно - я пропала. (Забегая вперед, скажу, что отныне каждый январь я провожу в Кош-Агаче. Впрочем, и каждое лето тоже).

Фото из окна гостиницы
Фото из окна гостиницы

За бортом было уже -20. Это не помешало нам сесть в машину и поехать кататься по Чуйской степи. Впрочем, воздух там сухой, солнце горячее, ветра нет, поэтому такая температура и ниже переносятся вполне комфортно.

Степь поразила нас солнцем, малым количеством снега и облаком печного дыма над Кош-Агачем.

По пути нас остановил наряд пограничников и проверил документы. Ведь до государственной границы здесь недалеко.

-6

Прогуляв весь день, мы поехали ночевать в Акташ, чтобы наутро двинуться в Усть-Коксу.

Утром 4 января мы заскочили на Гейзеровое озеро и поехали дальше. Нас ждал долгий и неизвестный пока путь.

-8

И снова Чуйский тракт, с бирюзовыми Чуей и Катунью, с высокими горами заснеженными дорогами...

Долго ли, коротко ли - добрались мы до Усть-Кана. Точнее, до белых Канских степей. Асфальт кончился очень быстро. Потом он попадался небольшими вкраплениями на дороге. Насколько я знаю, с тех пор ничего не улучшилось.

Так мы и ехали, собирая не видные под снегом рытвины. Степь меняет тайга, и в Усть-Кан мы приезжаем не то, чтобы голодные, но вот чайку горячего хотелось бы попить. Ищем кафе. Так-то они в селе есть, но ни одно не работает. Нет, вон открытое. Но лучше бы мы туда не заходили. Две нездешние девушки, разумеется, вызвали огромный интерес у завсегдатаев этого заведения и нам пришлось ретироваться.

Уже в сумерках мы добрались до Усть-Коксы. Устав, я ехала уже почти в полудреме, но перед самим селом вдруг неожиданно возник перевал Громотуха и был он таким, что моментально взбодрил меня. Во-первых, он довольно опасный зимой и в сумерках, во-вторых, он мне так понравился, что я решила на обратном пути здесь задержаться.

Наутро 5 января мы запланировали поехать в дальнее село Тюнгур смотреть на Белуху - высочайшую вершину Сибири и Алтая. Надо сказать, она окутана множеством легенд, одна из которых - Белуха покажется тебе, если ты хорошо вел себя/имеешь хорошую карму/и т.д.

Но путь туда оказался не менее волшебным. Из-за высокой влажности в эта местность славится своими световыми эффектами.

Дорога идет вдоль Катуни. Река не замерзла и парит. Мы останавливаемся, потому что волшебство вокруг!

В общем, близость реки и неумение фотографировать дали, в результате, совершенно сказочные фото. Пусть корявые, зато с настроением!

Приехали в Тюнгур. Это село - точка, откуда уходят конные и пешие маршруты на Белуху. Посмотрели на старый мост, ныне демонтированный в связи с постройкой нового и современного. Повеселились, над тем, как телята дербанят чье-то сено и поехали искать Белуху.

-13

Мы, видимо, были хорошими девочками, потому что Белуха показалась нам! Пусть и далеко, но это была она! Да, впоследствии мне приходилось видеть ее гораздо ближе и в "лучшем качестве", но первый раз запомнился навсегда)

Вон там, вдали, острым пиком торчит вершина Белуха Восточная
Вон там, вдали, острым пиком торчит вершина Белуха Восточная

Обратно возвращаемся через Мульту и Верх.Уймон.

Наутро 6 января едем обратно в Горно-Алтайск, но не забываем остановиться на перевале Громотуха. Назван он так по имени текущей внизу речки, издающей летом шум. Мало того, что перевал состоит из крутых поворотов, так еще и имеет приличный наклон в разные стороны. Особенно доставил лежащий внизу грузовик, слетевший когда-то с дороги в бурелом.

А дальше - вновь Усть-Канские степи после снегопада. Едем среди сугробов за трактором, расчищающим дорогу.

А дальше все было просто. К вечеру мы были дома, за пять дней преодолев 1588 км, проехав семь районов Республики Алтай.

Наш автомобиль - Toyota Vitz, 2002 г., 1, 3 л вел себя безупречно! Но он и подготовлен был к поездке.

Если вы хотите также на обычной машине совершить подобное путешествие, то надо понимать, куда вы едете. Это высокогорные районы, где могут быть сильные морозы, но вряд ли вы найдете там СТО во время праздников. С бензином все неплохо, даже есть выбор, где заправляться. А вот подвеску нужно держать в хорошем состоянии.

Заранее позаботьтесь о гостинице. Зимой работают не все, поэтому есть риск остаться без ночлега или попасть неведомо куда. Сейчас некоторые гостевые дома предоставляют такую услугу, как теплый гараж. Если же нет, то лучше поставить на машину автоматический прогрев двигателя, как было у меня.

И, конечно, подготовьте одежду. В машине, как правило, тепло. Но выскакивать из нее придется на мороз. Ну и имейте обязательно запас грелок-самогревов и дополнительную одежду - мало ли что!

Приятного путешествия!

Шебалинский район на обратном пути
Шебалинский район на обратном пути

Текст и корявые телефонофото Ирины Дмитриевой

Подписывайтесь на наш канал и читайте про дикий Алтай и другие интересные места!

Наш сайт https://akkol-tour.ru/