Найти тему
Даниил Дворчанский

Как общаться с ребёнком. Советы вожатого.

Опыт вожатства и посещение различных лагерей даёт мне разрешение рассказать вам основы поведения с детьми. Но лучше почитайте методистские указания. Там наука. Она всегда лучше.

1. Уважение превыше всего.

Не дайте им сесть на шею. Вы их друг, а не нянька. Вожатый — это авторитет для детей.

2. У вас нет проблем.

Я говорил уже про этот пункт в статье «Как быть лидером». Дети не будут водиться с нытиками. Они их презирают.

3. Говорите то, что делаете сами.

Враньё они не любят больше, чем взрослые. В детском возрасте маленькие человечки ещё борются с клеветой. Сказал, что подъём в 7 утра, значит сам не проспи его.

4. Вы батарея детской группы.

А также пример для веселья. Нужно танцевать на дискотеке, а дети боятся. Зажгите тектоник и они будут скандировать ваше имя.

5. Лучший друг.

Для девочек второй папа, для мальчиков — лучший друг. Первых обижают? Собрали пацанов и показали, кто тут лучший отряд. У парней не получается пригласить девочку на медляк? Расскажите, как надо. Возьмите их на слабо.

6. Никакого панибратства.

Если они вас занизят до их уровня, то вы проиграли. Просто запомните это.

7. Они должны понимать, что вы для них защита.

Был случай у меня, когда один вожатый обидел моих детей. Пошёл разговаривать с ним. В итоге он перед детьми извинялся. Отряд на меня потом смотрел, как на супергероя.

8. Не подтирайте им попки, пусть они моют их сами.

Они должны сами решать свои проблемы. Накосячили? Пошли и исправили. Выпачкались? Научили детей и отправили их стираться. Но понимайте, что это ещё неопытные люди и не всё они могут делать сами.

9. Дисциплина.

Это очень важный аспект работы с детьми. Если в первая два дня это не получается сделать, то вы опять проиграли. Утром подъём, 5 минут уборка и на зарядку. Но не делайте армию. Они ещё маленькие.

10. Показывайте пример поведения и мудрости.

Если ребёнок увидит, что вы мусорите, то завтра он на проверке комнаты скажет вам: «Так ты же сам бумажку на клумбу выкинул, что мне говоришь о мусоре в моей комнате». А вы ничего в ответ не сможете сказать.

-2

11. Никаких криков и агрессии.

Умейте вести серьёзные разговоры без наезда. Накосячил парень, поговорили по-мужски, что так не делается и всё.

12. Разговаривайте с ребёнком.

Запомните этот пункт. Это очень важно. Если дитё замкнётся в себе, то оно станет бомбой замедленного действия. Разговаривайте о проблемах с отрядом и по отдельности с детьми.

13. Не выносите личные проблемы ребёнка на всеобщее обозрение.

Если у кого-то проблема с кем-то в отряде, то не надо это обсуждать при всех. Посадите их между собой и решается мирным путём.

14. Мотивируйте на победу.

Даже если они изначально настроены на провал. Мои в одно время не верили в себя от слова никак, а в итоге обыграли самых старших. Заняли второе место. Пару баллов не хватило до первого. А в начале орали, что не смогут ничего. Пусть поверят в себя.

15. Сделайте что-то вместе.

Поиграйте вместе. Порисуйте. Сделайте пару первых конкурсов вместе. Общее дело скрепляет.

16. Попытайтесь сделать ребёнка лучше, чем вы сами есть.

Но не надо навязывать на него свою мнение на жизнь. Если вы ругаетесь матом, то сделайте так, чтобы ребёнок этого не начал делать из-за вас. Пусть хоть он в этом плане будет чистый.

17. Самостоятельность.

Пусть, например, сами находят материал для задания от конкурса. Не надо за них идти и спрашивать, где найти ручки. Если они могут что-то сделать сами и единственный ограничитель, это их комплексы, то пусть идут и делают. Потом спасибо скажут.

18. Делайте для них маленькие подвиги.

Нам не разрешали делать костёр на берегу моря. Это было сказано публично. А представьте, как это классно. Шум прибоя, чай, печенье и истории под звук тлеющих брёвен. С трудом, но мы договорились сделать маленький праздник детям. На следующий день они мне вручили подарок. Прослезился.

19. Найдите подход к каждому. 

Не все дети одинаковые. Один плакса, другой может быть боссом. Разберитесь с каждым и расставьте роли в команде. Найдите каждому место в отряде.

20. Уважайте детей и будьте уверенным в себе. 

Объединил эти два пункта в один, потому что они связаны. Если в первом случае ребёнок будет понимать, что он имеет ценность, то во втором вы будете давать ему это мнение о себе своим примером.

-3