Найти тему

Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций

Цель работы – исследование самооценки первоклассников с различным восприятием эмоциональной информации. Мы предположили, что специфика ее восприятия будет оказывать влияние на формирование самооценки младших школьников. Анализ результатов выявил ряд особенностей, в том числе наличие сильной дифференциации частной и общей самооценок у детей с сильным искажением восприятия эмоциональной информации.

Введение. В последнее время (после стало возможно говорить о том, как влияют подписания Конвенции о правах ребенка) различные эмоциональные воздействия на

развитие личности ребенка. Был проведен ряд исследований, выявивший наличие у детей искажения восприятия эмоциональной информации; получены данные, свидетельствующие о том, что уже к 7 годам у части детей наблюдаются искаженные реакции на эмоциональное воздействие [3]. В качестве показателя, который с большой вероятностью отражает восприятие эмоционально значимой информации, была выбрана самооценка детей, которая является объектом пристального внимания психологов как сложное новообразование, формирующееся при воздействии целого комплекса факторов [1]. Интерес для данного исследования представляло выявить и проанализировать данные об особенностях самооценки детей с адекватным и искаженным восприятием эмоциональной информации.

База и методика исследования. Для решения поставленной цели и задач мы выбрали следующий набор методов: для исследования самооценки методики Т. Дембо – С. Рубинштейна [5] и «Лесенка» [4], а для выяснения особенностей восприятия эмоциональных ситуаций – вопросник осознанности использования системы поощре- ния и наказания в семье [2], который позволяет оценить уровень искажения получаемой эмоциональной информации. В эксперименте приняли участие 124 ребенка в возрасте 6–8 лет из первых классов гимназии No721 Красносельского района и гимназии No 42 Приморского района г. Санкт- Петербурга. Перед началом исследования был проведен сбор анамнестических и анкетных данных для выяснения особенностей развития, определения наличия или отсутствия тех или иных заболеваний, особенностей интеллектуального развития, что было необходимо для формирования гомогенной выборки. Поэтому в обследовании приняли участие дети основных групп здоровья (I и II) с сохранным интеллектом, из полных семей, в которых большинство родителей имеют высшее образование и работают в различных сферах услуг.

Результаты исследования. Наиболее ярким результатом при определении самооценки был факт различия результатов, полученных с помощью наиболее распространенных методик Дембо – Рубинштейн и «Лесенка» в первых классах гимназии (рис. 1).

На представленной диаграмме можно видеть, что методика Дембо – Рубинштейн дает больший разброс уровней – по ее результатам выявлены все 3 уровня самооценки, среди которых наиболее часто встречается высокая самооценка (70,2%). Результаты методики «Лесенка» представлены только двумя уровнями: высоким и средним, причем на каждом из них примерно равное число детей (55,6 и 44,4% соответственно). Такое различие в результатах можно объяснить следующим моментом – методика «Лесенка» в большей мере раскрывает представление ребенка об отношении к нему других людей (общая), а методика Дембо – Рубинштейн усиливает оценку себя по заранее заданным качествам (частная). Таким образом, проанализировав уровни самооценки, полученные с помощью известных методик «Лесенка» и Дембо – Рубинштейн, можно сказать, что большинству детей свойственна высокая самооценка; однако получаемые результаты нуждаются в дальнейшем разделении, более развернутом описании и уточнении. Анализируя ответы детей на предложенный вопросник, мы разделили детей по трем уровням искажения информации: высокий, средний и низкий (рис. 2).

-2

К высокому уровню относились дети, у которых измененные ответы и на наказание, и на поощрение, к среднему – дети, у которых были измененные реакции либо на поощрение, либо на наказание, к низкому – дети, которые могли называть свои чувства, вспоминая и наказание, и поощрение. Как представлено на диаграмме, 83% детей адекватно воспринимает эмоциональную информацию, но уже 17% специфически рассказывает о своих чувствах в процессе и поощрения, и наказания. Это можно объяснить включением механизмов психологической защиты в ситуациях, которые угрожают целостности личности ребенка, когда он может осознать, что родители его отвергают. При сопоставлении уровня искажения восприятия эмоциональной информации с уровнями самооценки детей были получены следующие данные (табл. 1).

У детей со слабым искажением информации высокий уровень самооценки встречается в большинстве случаев (63,3 и 77,3% по методикам «Лесенка» и Дембо – Рубин- штейна соответственно), низкий уровень вообще не представлен. При среднем уровне искажение высокая самооценка встречается также более чем в 50% случаев, но уже появляется 3,7% детей с низким уровнем самооценки. Наиболее показательны результаты детей с сильным уровнем искажения восприятия эмоциональной информации, у которых завышенная самооценка встречается чаще, чем средним, а также незначительно, но всетаки увеличивается и процент детей с низкой самооценкой (4,7%). Важно отметить, что с усилением искажения эмоциональной информации увеличивается и разрыв между процентным показателями общей и частной самооценки: если у детей со слабым искажением эта разница составляет 11%, со средним – 12,4%, то у детей с сильным искажением она в два раза больше – 23,8%. Данное рассогласование в самооценке детей может говорить о внутренней нестабильности, начале развития внутрилич- ностного конфликта.

-3

Заключение. Проанализировав результаты обследования первоклассников в данной выборке, мы можем сделать следующий вывод: на формирование самооценки значительное влияние оказывают механизмы, активирующиеся в том случае, когда эмоциональные переживания при наказании угрожают целостности личности.

ПРИМЕЧАНИЕ

* Работа поддержана грантом для молодых научно-педагогических работников высших учебных заведений Санкт-Петербурга и академических институтов, расположенных на территории Санкт- Петербурга, учрежденным комитетом по науке и высшей школе в соответствии с п. 2.10 перечня ос- новных мероприятий по развитию высшей школы Санкт-Петербурга на 2006–2010 гг., утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 No 304.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.ВыготскийЛ.С.Вопросыдетскойпсихологии.СПб.,1997.

2.Николаева Е. И., Иванова М. И. Особенности эмоциональных реакций в ситуациях поощрения и наказания у детей разного возраста и их родителей. URL: http: // www.spbpo@psy.pu.ru

3.Николаева Е. И. Сравнительный анализ представлений детей и их родителей об особенностях поощрения и наказания в семье // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2006. No 2.