Сейчас очень сложно представить Москву без подземного транспортного сообщения под названием "метрополитен". Ежедневно, по официальной статистике на 2019 год, Московским метро пользуются 9 миллионов человек! А ведь всего этого великолепия: красивейших станций, тоннелей и переходов - могло бы и не быть вовсе...
История Московского метрополитена могла закончиться, почти и не начавшись, 16 октября 1941 года. Именно в тот день ещё был актуален приказ СССР об уничтожении подземных путей сообщения столицы.
С чего всё началось?
Уже через месяц после начала Великой Отечественной войны Москва подверглась бомбардировкам. Это началось в ночь на 22 июля 1941 года.
Метро было вторым домом горожан и служило бомбоубежищем для всех жителей столицы. Как только поезда заканчивали движение, всё пространство станций и вагонов заполнялось на ночь людьми.
Москвичи спали на раскладушках, покрывалах, топчанах прямо посреди платформы; кто-то ночевал в вагонах поездов, остановившихся у платформ.
Осенью 1941 года бомбардировки участились. Ночевать в метро - ещё больше вошло в привычку.
Под Москвой образовался настоящий подземный город. На станциях начали продавать молоко и белый хлеб для детей, где-то открылись магазины и парикмахерские. В переходах установили фонтанчики с питьевой водой, а на станции метро Курская даже открылась библиотека.
Кроме того, под землёй, размещались различные государственные ведомства, например, на станции Красные ворота находился командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата Наркомата путей сообщения.
Подготовка метро к уничтожению.
5 октября 1941 года принято считать началом эвакуации оборудования и вагонов. В этот день уже рубили кабель, минировали станции, начали проводить работы по подготовке к затоплению тоннелей, а на станции «Динамо» демонтировали эскалаторы.
16 октября 1941 года - впервые все станции метрополитена были закрыты для пассажиров. На тот момент почти все статуи со станции «Площадь революции» были вывезены (их вернули на место только в 1944 году). Паника горожан усиливалась с каждой минутой. Власти были готовы полностью уничтожить метро - "второй дом" для москвичей.
Соответствующий указ был создан, видимо, в страхе опасно близкого наступления немцев и с мыслью "да не достанься же оно никому".
Великое спасение.
Приказ об уничтожении московского метрополитена был отменен в тот же вечер. Причиной тому послужили отказ Сталина эвакуироваться и его желание остаться в Москве.
Метро не то что, не уничтожили во время войны, его, наоборот, продолжили активно строить!
А 6 ноября 1941 года Сталин выступил со своей речью на торжественном заседании, прямо на станции Маяковская, где произнёс свои воодушевляющие слова: "Наше дело правое, — победа будет за нами!".
Историки полагают, что именно эта встреча сыграла не последнюю роль в укреплении морального духа советского народа.
И, самое главное, что в итоге был спасён не только метрополитен, но и весь советский народ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Буду рада лайку и подписке на мой канал.
Напишите в комментарии, знали Вы об этом ранее? Как часто пользуетесь метро?
А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО В ГУМЕ МОЖНО ПРИНЯТЬ ДУШ?
ЛЕТАЮЩИЙ ТРАНСПОРТ. СКОЛЬКО СТОИТ АЭРОТАКСИ В МОСКВЕ?
ТОП-5 НЕТИПИЧНЫХ красивейших мест в Москве, куда сходить, вместо Красной площади.