Найти тему
Stacy Smile :)

Московское метро хотели полностью взорвать, а тоннели - затопить.

Оглавление

Станция метро "Маяковская", 1941 год.
Станция метро "Маяковская", 1941 год.
Станция метро "Маяковская", 2020 год.
Станция метро "Маяковская", 2020 год.

Сейчас очень сложно представить Москву без подземного транспортного сообщения под названием "метрополитен". Ежедневно, по официальной статистике на 2019 год, Московским метро пользуются 9 миллионов человек! А ведь всего этого великолепия: красивейших станций, тоннелей и переходов - могло бы и не быть вовсе...

История Московского метрополитена могла закончиться, почти и не начавшись, 16 октября 1941 года. Именно в тот день ещё был актуален приказ СССР об уничтожении подземных путей сообщения столицы.

С чего всё началось?

Уже через месяц после начала Великой Отечественной войны Москва подверглась бомбардировкам. Это началось в ночь на 22 июля 1941 года.

Метро было вторым домом горожан и служило бомбоубежищем для всех жителей столицы. Как только поезда заканчивали движение, всё пространство станций и вагонов заполнялось на ночь людьми.

Москвичи спали на раскладушках, покрывалах, топчанах прямо посреди платформы; кто-то ночевал в вагонах поездов, остановившихся у платформ.

Осенью 1941 года бомбардировки участились. Ночевать в метро - ещё больше вошло в привычку.

Под Москвой образовался настоящий подземный город. На станциях начали продавать молоко и белый хлеб для детей, где-то открылись магазины и парикмахерские. В переходах установили фонтанчики с питьевой водой, а на станции метро Курская даже открылась библиотека.

Дети в метро во время войны на станции Маяковская
Дети в метро во время войны на станции Маяковская

Кроме того, под землёй, размещались различные государственные ведомства, например, на станции Красные ворота находился командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата Наркомата путей сообщения.

Подготовка метро к уничтожению.

5 октября 1941 года принято считать началом эвакуации оборудования и вагонов. В этот день уже рубили кабель, минировали станции, начали проводить работы по подготовке к затоплению тоннелей, а на станции «Динамо» демонтировали эскалаторы.

16 октября 1941 года - впервые все станции метрополитена были закрыты для пассажиров. На тот момент почти все статуи со станции «Площадь революции» были вывезены (их вернули на место только в 1944 году). Паника горожан усиливалась с каждой минутой. Власти были готовы полностью уничтожить метро - "второй дом" для москвичей.

Соответствующий указ был создан, видимо, в страхе опасно близкого наступления немцев и с мыслью "да не достанься же оно никому".

Схема метро, 1941 год.
Схема метро, 1941 год.

Великое спасение.

Приказ об уничтожении московского метрополитена был отменен в тот же вечер. Причиной тому послужили отказ Сталина эвакуироваться и его желание остаться в Москве.

Метро не то что, не уничтожили во время войны, его, наоборот, продолжили активно строить!

А 6 ноября 1941 года Сталин выступил со своей речью на торжественном заседании, прямо на станции Маяковская, где произнёс свои воодушевляющие слова: "Наше дело правое, — победа будет за нами!".

Сталин на станции метро "Маяковская" в 1941 году.
Сталин на станции метро "Маяковская" в 1941 году.

Историки полагают, что именно эта встреча сыграла не последнюю роль в укреплении морального духа советского народа.

И, самое главное, что в итоге был спасён не только метрополитен, но и весь советский народ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Буду рада лайку и подписке на мой канал.

Напишите в комментарии, знали Вы об этом ранее? Как часто пользуетесь метро?

Интересные статьи:

А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО В ГУМЕ МОЖНО ПРИНЯТЬ ДУШ?

ЛЕТАЮЩИЙ ТРАНСПОРТ. СКОЛЬКО СТОИТ АЭРОТАКСИ В МОСКВЕ?

ТОП-5 НЕТИПИЧНЫХ красивейших мест в Москве, куда сходить, вместо Красной площади.