… духи нас в горах не трогали, видимо, поджидали в степи ….
… Но ближе к вечеру появился духовский разведчик …
(подробности читайте ниже).
Салам, дорогие мои Шурави! Здравствуйте, уважаемые соотечественники.
После неудач нескольких рейдов стало ясно, что нам не хватает разведывательной информации о противнике. Мы получали разведданные из так называемого «пресс-центра». Что это было на самом деле, писать не буду из соображений секретности. Но там работали солидные мужчины в афганской форме или в гражданке, которые время от времени сообщали нам, где можно ожидать духовский караван. Сам я с ними не разговаривал, только видел, поэтому рассказываю со слов ротного. Так вот, этот «пресс-центр» не мог дать нам полную информацию из первых рук, что же творится в глубоком духовском тылу, каким образом и откуда они перебрасывают мобильные группы, как регулируют движение автоколонн и караванов? Были отрывочные слухи, что у духов целая комендантская служба, система КПП, которые перенаправляют автоколонны из опасных районов, где работают наши группы, на другие маршруты. Прямо стрелочники. А еще будто бы на всех высотах сидят наблюдатели и сразу же сообщают о появлении вертолетов и высадке разведчиков.
Что бы все это уточнить, нужно было наблюдать за духами, когда они спокойны и действуют в обычном режиме. Но как это сделать, если они сразу засекают высадку и рано или поздно обнаруживают группу. Мой ротный, поистине прирожденный разведчик, придумал хитрый план. Реализация досталась мне.
Наша рота в полном составе погрузилась в две пары вертушек и пошла на юг. Как обычно, пара ложных высадок, и, наконец, десантирование в середине небольшого горного массива, расположенного посреди степи. Для быстроты вертолеты не садились, мы спрыгивали из зависания. Тут главное, ноги не сломать. Но все обошлось, вертолеты улетели, мы двинулись по горам.
Преимущество духов в мобильности здесь не работало – по горам на автомобилях и велосипедах не поездишь. Другое дело, что и автоколонны там не ездят, засаду устраивать не на кого. Поэтому духи нас в горах не трогали, видимо, поджидали в степи. Но мы с гор не спустились, заняли господствующую высоту, откуда степь хорошо просматривалась в сторону границы.
Остаток темного времени вся рота копала десять окопов, скорее углублений для моего взвода. Перед самым рассветом весь мой взвод – десять человек со мной – улеглись и накрылись плащ-палатками, которые накануне закамуфлировали под местность с помощью легкого раствора хлорки. Бойцы роты передали нам свои фляги с водой, патроны и гранаты. Вскоре у подножья высоты сели вертолеты и рота, особо не скрываясь и не торопясь, погрузилась и улетела.
Расчет был сделан на то, что духи решат, что улетели все и займутся обычными духовскими делами: будут гонять колонны, водить караваны, ездить на велосипедах. Наша задача – вести наблюдение днем и ночью, докладывать о происходящем.
Мы здорово рисковали. В случае обнаружения нас хватило бы ненадолго. То, что мы на господствующей высоте, от минометного обстрела не спасало. Духи каким-то образом устанавливали 82 мм миномет на Тойоту. Такая Тойота подъедет и с безопасного расстояния забросает минами наш небольшой пятачок, а если мы начнем отходить, попадем в засаду. Темнота тоже не спасет, ночи лунные, все видно и огонь минометов можно скорректировать и наш отход обнаружить.
Лежим, ведем наблюдение, спим по очереди. Днем степь была безжизненна, никакого движения. С наступлением темноты местность стала оживать. Появились первые далекие светлячки фар. Вскоре явно обозначился маршрут движения автомобилей. Ездили в обе стороны и группами и одиночные. Всего в первую ночь прошло 111 автомобилей. К рассвету опять все затихло.
Начался второй день нашего наблюдения. В первой половине дня после ночной вахты многие спали. Во вторую половину жара усилилась. Спать стало невозможно. Кое-как дотерпели до темноты. Ночью все повторилось и количество автомобилей было примерно, как в первую ночь. Обо всем я докладывал по радиостанции в батальон. До сих пор не пойму, почему не вызвали бомбардировочную авиацию и не разбомбили колонны? К тому же все это должны были наблюдать и самолеты-разведчики.
На третий день накопилась усталость, ночью не спим – наблюдаем, днем – жара не позволяет. Стала заканчиваться вода. Начал высматривать, где ее можно пополнить, ведь духи нас так и не раскрыли, можно рискнуть. Но ближе к вечеру появился духовский разведчик!
Прямо к подножию высоты подбежал маленький мальчик. Откуда он здесь взялся? Постоял, поднялся выше, посмотрел в нашу сторону, повернулся и убежал. Все ясно, раскрыли. Убивать или захватывать такого разведчика смысла не было, все равно спалились. Я доложил в штаб и запросил эвакуацию. Ответ: ждите. Наступила темнота, стало ясно, что до утра уже ничего не будет. Мы углубили свои укрытия и приготовились к отражению атаки. Ночь прошла спокойно. Наутро нас забрали вертолеты и без приключений доставили в расположение. После моего доклада комбату и ротному стало ясно, что одной-двумя засадами такое движение не перекрыть. Нужна поддержка авиации, артиллерии. Об этом в моей следующей статье.
Предыдущие статьи Газнийского цикла:
26 статья. Афганская правда. Охотники за караванами
27 статья. Афганская правда. Улетное сафари
28 статья. Афганская правда. Хитрость против хитрости
29 статья. Афганская правда. Ответный ход духов или охота на охотников
Полный перечень рассказов Рухинского цикла приведен в статье «Афганская правда. Панджшер, близкий и родной».
Перечень рассказов Гульбахорского цикла приведен в статье «Афганская правда. Южный рейд».
Полный перечень моих работ приведен в статье «Библиография Игоря Александрова».
Парни, у меня просьба, если открыли мою статью, продержите ее хотя бы одну минуту. Если не западло, поставьте лайк. Вам нетрудно, а Дзен будет «крутить» в «ленте» мои статьи чаще, тогда больше людей сможет ознакомиться с боевым опытом.
Вся информация взята из личного боевого опыта автора. Все фотографии взяты из открытых источников