Получать удовольствие от соревнований важнее для детей, чем побеждать.
Участие в соревновательной деятельности – неотъемлемая часть подготовки и развития любого ребенка. Соревнование позволяет решить множество важных педагогических задач, которые способствуют не только росту ребенка в той области, чем он увлечен, но и развитию его как полноценной личности:
- Формирование чувства команды и командного духа;
- Внедрение в жизнь ребенка понятия соперничества;
- Взаимодействие с другими людьми с разными ролевыми статусами (судья, соперник, партнер по команде)
Благодаря погружению в новую для себя среду, которое происходит во время групповых соревнований, ребенок получает возможность продемонстрировать свои новые качества, проявить себя в непривычной обстановке. Кроме того, турниры и соревнования являются возможностью демонстрации навыков, которые формируются во время регулярных занятий своей деятельностью. В большинстве случаев упражнения которые выполняет ребенок в тренировках или репетициях, происходят без сопротивления или соперничества. Во время соревнования же отрабатываемые навыки проходят проверку в реальных условиях. Исходя из вышесказанного, организация турниров при правильном подходе могут стать настоящим праздником, который дарит радость всем его участникам.
Соревнующиеся дети отличаются от профессиональных атлетов тем, что за свои действия во время соревнований они ожидают получить совершенно иное вознаграждение. Если в профессиональном спорте основными видами вознаграждения является статус победителя и финансовое вознаграждение, то в детском возрасте ценности соревнования иные, соответственно, подход к организации соревнований должен существенно отличаться. Данное утверждение получает подтверждение во множестве научных работ.
В исследовании Мичиганского Государственного университета, посвящённом детскому спорту, был проведен опрос среди 10 000 занимающихся спортом детей. Респондентов попросили назвать 12 основных причин, по которым они принимают участие в соревнованиях, причем у каждого участника опроса был свой вид спорта. На первом месте в списке как для мальчиков, так и для девочек был вариант «получать удовольствие». Девочки и вовсе поставили победу в турнире на последнее место, для мальчиков победа оказалась на восьмом месте.
В 2014 году исследование в Университете Джорджа Вашингтона сообщило о том, что 9 из 10 детей сказали, что развлечение - главная причина участия в турнирах. Есть и примеры обратных исследований, которые своей целью ставят определение причин, по которым дети бросают занятия спортом или еще чем-либо. Для 38% мальчиков и 39% девочек основной причиной прекращения занятия спортом является как раз отсутствие удовольствия от тренировок и соревнований.
Спросите у детей, чего им хочется от турниров – побед или развлечения, и убедитесь сами. Или представьте себя на месте ребенка. Что бы вы выбрали: сидеть на скамейке в команде, которая победит в турнире, или играть и принимать активное участие на турнире?
Состязательность – это не врожденное качество с точки зрения детской психологии, это то, что они приобретают во время своего взросления.
Лучшее, что могут сделать родители, тренеры и преподаватели детей – это сдерживать количество соревновательной составляющей настолько, чтобы этот фактор не выходил на первое место, при этом обучение игре и удовольствие и хорошее настроение ребенка оставались на первом плане. Единственный способ удержать ребенка в любой деятельности, особенно если речь идет о спорте – это поддерживать его интерес и мотивацию. Обязательным условием для этого является удовлетворение основных потребностей ребенка, таких как:
- коммуникация с другими детьми,
- познание окружающего мира и радость от самого процесса игры.
Прекращение получения радости от деятельности, напротив, является главной причиной того, почему дети бросают занятия тем или иным видом деятельности. Необходимо понимать, что давление от завышенных ожиданий родителей и тренеров и педагогов приводят ребенка к состоянию стресса, которые негативно сказывает на то, как ребенок воспринимает свою деятельность и насколько он ею наслаждается. Роль родителей в этом процессе также важна. Ребенок во многом отражает те ценности и установки, которые транслируются ему родителями. Для того, чтобы процесс обучения игре и тренировок был эффективен, необходима поддержка родителей, ведь в семье ребенок проводит гораздо больше времени, чем на тренировках.
Как родители могут стимулировать получение ребенком удовольствия от тренировок и помочь в процессе обучения?
- После тренировки или игры на соревнованиях встречайте ребенка с улыбкой, он будет видеть, что находится в благоприятной среде, и это ощущение будет ассоциироваться с тренировками;
- Встречая ребенка дома после тренировки или соревнований не спрашивайте, как сыграла его команда и сколько голов он забил. Лучше узнайте, понравилось ли ему играть, какая часть тренировки ему понравилась больше всего, что у него получилось;
- Обсуждая детали игры с ребенком, не заостряйте внимание на тех вещах, которые ребенку нужно улучшать, не говорите «Ты должен бить сильнее», или «Нужно научиться пасовать точно». Тренер замечает эти моменты не хуже родителей и обязательно будет работать над ними в следующий раз. Роль же родителей в этом вопросе заключается в указании на тех элементах, которые получаются у ребенка лучше всего.
Если статья была вам полезна, ставьте "палец вверх", делитесь ею с друзьями в соц. сетях и подписывайтесь на наш канал.
Ваша активность - главный вдохновитель для написания новых статей!