Аннотация: в данной статье изучается учитель физической культуры , где главным компонентом является его духовная культура. Проводится анализ понятий данного явления, а также главные качества и признаки в развитии духовности педагога. Показана взаимосвязь физической и духовной культуры как компонента учителя физкультуры.
Ключевые слова: учитель, учитель физической культуры, компонент духовной культуры общества, культура общества.
Abstract: this article studies the teacher of physical culture, where the main component is his spiritual culture. The analysis of the concepts of this phenomenon, as well as the main qualities and signs in the development of spirituality of the teacher. The interrelation of physical and spiritual culture as a component of physical education teacher is shown.
Key words: teacher, teacher of physical culture, component of spiritual culture of society, culture of society.
В школе учителю превозносятся достаточно важные полномочия: предоставляется родительская власть, воспитание и обучение детей, руководство над учениками. Следует заметить духовную культуру учителя, ведь она столько велика, что даже родители доверяют своих детей учителям, а педагог в свою очередь их принимает и обучает.
Под духовной культурой принято считать совокупность материальных ценностей, которые создает человечество в процессе общественной практики, а также характеризуют они доступную степень в развитии общества. Так, учитель физической культуры является органической составляющей всей духовной культуры, образования и воспитания.
В трудах учёного Б.М. Сапунова, определение духовной культуры является совокупностью знаний человека о мире, о самом себе и о действительности, также он полагал, что это система различных убеждений и ценностей, которые определяют его отношение к обществу и являются мотивами и целями различного рода деятельности [3].
Научный работник, ученый В.И. Даль, считал, что духовность - это стремление человека к различным наивысшим ценностям и смыслам, идеалам [1]. Также, он полагал, что духовная культура должна проявляться в стремлениях человека выстроить собственные отношения с окружающим его миром, где сильнейшим источником духовности будет совесть и любовь [1].
Следует отметить, что на современном этапе, проблема физической культуры как компонента духовной культуры общества является довольно актуальной, потому как она стоит на переднем плане в образовательных организациях и существенное внимание уделяется формированию духовности учеников. Данная проблема может разрешаться самыми разными способами социально-педагогических средств и методов, где необходимо учителю физической культуры учесть разные факторы, характерные развитию духовной культуры ребенка [2].
В аспекте деятельности учителя физической культуры, духовная культура изучается в целях сущностной характеристики среды, распорядка жизни, специфики педагогической концепции, как процесс продвижения к новейшему и качественному состоянию. Духовная культура, также, зависит и от отношения к детству, как уникальный и неповторимый период общественной жизни и каждой детской личности как самооценки.
Следует отметить, что духовность является фундаментом для человека (для учителя физической культуры), который вырабатывает духовные способности и потребности педагога суметь самореализовать самого себя в целях поиска истины доброты, свободы и справедливости. Духовная культура учителя физкультуры достаточно многогранное. Отметим, что в педагогической деятельности учителя, в первую очередь должны быть сформированы [2]:
- нравственные ценности;
- эстетические ценности;
- духовные ценности и др.
Следует отметить, что важным компонентом структуры учителя физической культуры является наивысший культурный уровень, который подключает в себя обширную образованность и духовно-нравственные качества.
Актуальность внутреннего мира учителя физической культуры в современном обществе определена тем, что происходит тенденция деградации духовной культуры обучающихся, где главной проблемой данного вопроса является истощение внутреннего мира педагогов. В связи с этим, можно определить, что учитель физической культуры играет достаточно значительную роль для обучающихся в воспитании духовной культуры.
Учитель физической культуры является частью общей культуры личности, а также представляет собой объединение материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом в целях развития физических качеств человека. Физические качества направлены на укрепление здоровья ученика, которая способствует гармоничному формированию. Учитель физической культуры способен для учеников создать благоприятную среду, если сам является культурным, проявляется это в культурно-социальной деятельности в виде проводимых соревнований и подготовке к ним [4].
Таким образом, по данной проблеме, можно сделать выводы о том, что основные компоненты духовной культуры учителя физкультуры, является основой духовности образования, включающие в себя ценностные ориентации, которые обеспечивают самосохранение личности во времени и пространстве. Следует заметить, что при наличии духовного воспитания самого педагога по физической культуре, можно добиться значительных успехов в целях воспитания учеников на собственном примере. Так, можно определить, что учитель и физическая культура играют значительную роль в воспитании и формировании учеников в современной образовательной организации.
Список литературы
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - 2 изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение,. - 2005. - 780 с.
2. Исаев И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: Дис. ... д-ра пед. наук. - М.: Основы знаний, 2013. - 486 л.
3. Сапунов Б.М. Формирование у будущих учителей умения диагностирования нравственной воспитанности обучающихся (при проведении подвижных игр).- М.: Просвещение, 2015.- 18 с.
4. Асташова Н.А. Статья. Культура учителя физического воспитания, как система духовных ценностей. Электронный источник: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-uchitelya-kak-sistema-duhovnyh-tsennostey (Дата обращения: 22.11.2019)