Найти тему
Об аутизме изнутри

Об аутизме изнутри. Занятия в социальной группе

В сентябре прошлого года мы с мужем попали на тренинг для родителей детей с РАС (расстройством аутистического спектра) "Ранняя пташка", а с сыном - в социальную группу. Про Пташку напишу следом, здесь остановлюсь на занятиях в социальной группе.

Это тяжело, это выбивает из сил и заставляет пропотеть не хуже, чем часовое занятие спортом, но это нужно, и я терплю. В нашей социальной группе было 3 мальчика и 1 девочка с РАС. Судьба мальчишек не щадит с самого рождения, и бОльшая часть детей с РАС - как раз представители сильного пола. Девочек меньше. В группе занятия происходят следующим образом: дети учатся здороваться друг с другом (я уже как-то писала, что таких детей надо учить всему, очень мало они осваивают "на автомате", особенно из социального) и с другими взрослыми, учатся сидеть вместе за столом, переходить от одной активности к другой в соответствии с составленным визуальным расписанием, учатся ждать своей очереди в игре, говорить "спасибо" и "пожалуйста", озвучивать просьбы, отдыхать в перерывах между играми или занятиями и возвращаться за стол по требованию "учителя" (назову должность ведущего социальной группы так). Родители сидят рядом со своими подопечными, подсказывают детям (не только словами, но и оказывая физическую подсказку, делая что-то руками ребенка или направляя его), держат руки, когда руки хватают что-либо вне своей очереди, конечно же, хвалят и подбадривают детей.

На таких занятиях всегда шумно, потому что не всегда получается соблюдать режим дня своего ребенка, а когда он попадает в группу детей, зачастую возникает нежелательное поведение. Дети с РАС разные, по-своему реагируют на все. Не угадаешь. Родитель постоянно начеку, и от этого устаешь. Мой, например, не всегда усидит, пока другие играют по своей очереди, начинаешь его держать, визжит и кусает мои руки. Не нравится сыну играть в стройку, почему, не знаю. Дома башенки с удовольствием строит, там начинает деревянными кубиками кидаться вправо/влево, чего уж хорошего, в кого-нибудь попадет. Захар с радостью едет "к мальчишкам" - такое название у нас закрепилось для социальной группы, но в течение часа-полутора, конечно, радость периодически сменяется на гнев, плач и т. п.

Или "Все мы родом из детства", по А. де-Сент Экзюпери. И любой ребенок с РАС - в первую очередь ребенок. И он не виноват в наличии диагноза.
Или "Все мы родом из детства", по А. де-Сент Экзюпери. И любой ребенок с РАС - в первую очередь ребенок. И он не виноват в наличии диагноза.

Такие группы, безусловно, полезны, ввиду отсутствия, например, общения и совместных игр со сверстниками у детей с РАС. И здесь важно понимать, что люди с аутизмом хотят общаться, но не умеют и не знают, как это сделать вследствие не такой как у нас работы мозга. В моей памяти всплывают картинки, как к сыну подходит мальчик и говорит что-то типа "Как тебя зовут?" или "Давай дружить", дети ведь социальнее взрослых, в таком возрасте дружба завязывается просто. А мой сын стоит, улыбается, что-то проговаривая себе под нос, и тыкает пальчиком в собаку из Патруля на кепке мальчика. Потом отходит и занимается своими делами. Знаю, что нет хороших и плохих диагнозов, но иногда мне кажется, что любое физическое увечье настолько не изолирует человека от общества, как нарушения психического развития. Эти странности, непохожести в поведении Захара мешают главному - жизни среди людей.