Найти тему
ЯсноПонятно [ЯП]

Что делать, если продавец отказывается возвращать деньги за товар?

Оглавление

В ситуации, когда продавец отказывается добровольно удовлетворять требования покупателя, приходится прибегать к судебном процессу.
При этом существующие нормы Закона "О защите прав потребителей" предусматривают
значительную ответственность продавца и дают потребителю множество преимуществ, позволяющих провести судебнй процесс практически без затрат, в удобном для него суде. В этой статье мы расскажем об этом и опишем ключевые этапы этого процесса.

1. Сбор документов на этапе покупки.

Поскольку наличие тех или иных документов может сильно упростить или осложнить процесс возврата товара, мы рекомендуем собирать и хранить документы о любой крупной или рисковой покупке.
Самыми важными документами являются:

1) Чек. Если вы утратили товарный чек, не отчаивайтесь: во-первых вы вправе обратиться к продавцу с заявлением о выдаче дубликата чека (о своей цели продавцу лучше не сообщать).
Если же продавец всё же отказался выдать вам чек, то покупку можно подтвердить следующими способами, указанными в
п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17:
- свидетельские показания (нужно быть готовыми, что им нужно будет засвидетельствовать показания в суде);
- выписка с банковского счета об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, а также иные документы, подтверждающие перевод денежных средств (например, подтверждение об исполнении распоряжения об осуществлении перевода электронных денежных средств, выдаваемые оператором электронных денежных средств);
- фото- и видеосъемка процесса покупки
, иные документы, выданные продавцом (товарный чек, гарантийный талон и др.).
Однако сохранение чека снимет главный вопрос о приобретении товара именно у этого продавца и лишит головной боли со свидетелями и прочим.
Поскольку большинство операций сейчас исполняются безналично, восстановить информацию о покупке у продавца можно также через банк.

2) Гарантийный талон. В отличии от чека, утрата гарантийного талона менее болезнена, поскольку утрата талона не отменяет гарантии, а кроме того, продавец всё равно ответчает за заводсткие недостатки товара в пределах двух лет со дня покупки, независимо от срока гарантии.

Вторым важным залогом успеха на этапе покупки является правильный сбор всех документов при общении с продавцом.
Датируйте дюбые уведомления или претензии и передавайте их продавцу в письменном виде, в двух экземплярах. Требуйте от продавца поставить отметку о получении на втором экземпляре, а в случае отказа направляйте такое уведомление по почте. Так вы зафиксируете течение сроков, установленных законом.

2. Досудебный претензионный порядок.

Любые требования потребителя оформляются в виде претензии, в которой необходимо изложить обстоятельства покупки, обнаруженные недостатки и сослаться на приведенные выше нормы закона.
К претензии нужно приложить чек, гарантийный талон, а также сам товар (если продавец отказывается его получать напишите это в претензии). Продавец обязан самостоятельно за свой счёт доставить крупногабаритный товар и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены или возврата.

К кому можно обратиться с требованиями?
Как прямо установлено законом, с любыми требованиями можно обратиться продавцу, изготовителю или импортёру товара.
Продавцы, стараясь избежать ответственности, часто вводят потребителей в заблуждение, направляя их к изготовителям, однако не дайте себя обмануть, потребитель вправе заявить свои требования к любому из них.

Продавец и изготовитель сваливают друг на друга ответственность за дефект товара
Продавец и изготовитель сваливают друг на друга ответственность за дефект товара

3. Иск в суд.

Исковое заявление по сути будет повторять текст претензии, однако туда также нужно добавитьсумму своих требований и правовые нормы.
Всё что оно должно содержать написано в статьях
131, 132 Гражданского процессуального кодекса. При должном упорстве, исковое может составить каждый, однако, поскольку формальные ошибки могут помешать взысканию денег с продавца или сильно затянуть процесс, мы рекомендуем обратиться к юристу. Тем более что часть расходов на него суд взыщет с продавца.

Однако, мы осветим два важных вопроса, связанных с подачей искового заявления:

Куда подавать иск?
Споры с участием потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей рассматриваются мировыми судьями
(пп. 5 ч.1 ст. 23 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Если цена иска выше - иск нужно подавать в районный суд (мы рекомендуем подавать иск именно туда).
При расчёте нужно знать, что в цену иска входит только основное требование и неустойка
(подробнее здесь).
Штраф, моральный вред, судебные расходы не включаются в цену иска при ее расчёте.

Что касается территориальности, то согласно
п. 2 ст. 17 ЗоЗПП:
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора;
- если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Покупатель сам вправе выбрать территориальность наиболее удобного ему суда.

Нужно ли оплачивать государственную пошлину при подаче иска?
Потребители освобождены от оплаты государственной пошлины при подаче иска (п. 3 ст. 17 ЗоЗПП).

Что можно требовать с продавца за отказ от добровольного удовлетворения обоснованных требований потребителя
читайте здесь.
Кроме того, хорошим стимулом для подавца часто является
жалоба в роспотребнадзор, поскольку законодательством установлены штрафы за нарушения законодательства о потребителях. Однако нужно понимать, что данный штрфа будет взыскан в доход государства, а не потребителя.