Найти в Дзене
DiDi Gallery

“Мaquette of nothing” Павла Плетнева

Санкт-Петербург В заключение летнего проекта, посвященного творчеству молодых художников, кураторы DiDi Gallery представляют выставку Павла Плетнева «Круглосуточно закрыто». Родом из Омска, Павел уже долгое время привлекает внимание публики своими стрит-арт проектами, которые удалось осуществить в разных городах России. Свой творческий путь художник начал в 1999 году, создавая граффити в родном городе. Именно линия отображения реалий современной России (в особенности — городской среды и уличной жизни) прослеживается в новом для автора направлении, над которым он работает последние несколько лет, — создании миниатюр. Еще подростком Павел увлекся сборкой макетов военных сцен, и в более осознанном возрасте любовь к моделированию сохранилась, но фокус внимания сместился к темам мирной жизни обывателя и сценам повседневного быта. Как говорит сам автор, детализированное воссоздание фрагментов реальности — многоэтажек городских окраин, обшарпанных стен улиц — стало для него «способом вести

Дарья Потякина / Darya Potiakina
Искусствовед DiDi Gallery
Санкт-Петербург

В заключение летнего проекта, посвященного творчеству молодых художников, кураторы DiDi Gallery представляют выставку Павла Плетнева «Круглосуточно закрыто».

Художник Павел Плетнев
Художник Павел Плетнев

Родом из Омска, Павел уже долгое время привлекает внимание публики своими стрит-арт проектами, которые удалось осуществить в разных городах России.

Свой творческий путь художник начал в 1999 году, создавая граффити в родном городе. Именно линия отображения реалий современной России (в особенности — городской среды и уличной жизни) прослеживается в новом для автора направлении, над которым он работает последние несколько лет, — создании миниатюр. Еще подростком Павел увлекся сборкой макетов военных сцен, и в более осознанном возрасте любовь к моделированию сохранилась, но фокус внимания сместился к темам мирной жизни обывателя и сценам повседневного быта. Как говорит сам автор, детализированное воссоздание фрагментов реальности — многоэтажек городских окраин, обшарпанных стен улиц — стало для него «способом вести диалог о важном».

Экспозиция выставки в пространстве DiDi Gallery
Экспозиция выставки в пространстве DiDi Gallery

Выставка «Круглосуточно закрыто» — уникальное видение художника социально-бытовой ситуации в сегодняшней России. Очерчивая круг интересных Плетневу тем, вспоминается найденное им определение — “maquette of nothing”, то есть изображение обыденных предметов повседневности. Так, например, панельные дома являются атрибутом каждого города, но при этом их роль в городском пейзаже кажется нейтральной и малозначительной.

Арт-объекты Плетнева созвучны тематике отечественного рэпа: это образ современного русского человека, его взгляды, проблемы и взаимодействие с окружением. Подобно представителям современной рэп-культуры, которые используют в своих текстах сатиру и даже абсурд, Павел обращается к схожим стилистическим приемам, только его «рифмы» и «панчи» находят визуальное воплощение. Также сам художник выделяет три главных составляющих творческого процесса: сатира, абсурд и восторг, — именно они позволяют объединить несочетаемые на первый взгляд элементы и тем самым шокировать зрителя.

«Тёплая вечность», 2019. Картон/смешанная техника. 48х157х50 см
«Тёплая вечность», 2019. Картон/смешанная техника. 48х157х50 см

Художник не приукрашивает реальность, но и не демонизирует ее, впадая в уныние. Например, в «Теплой вечности» Павел рассматривает обычную теплотрассу с нескольких сторон: в качестве неотъемлемой части современного русского пейзажа и как метафору с отсылкой к ледяной головоломке Кая из «Снежной королевы». Только в случае с теплотрассой — задача решена, игра окончена, а в стране так и не наступят перемены.

«Калейдоскоп», 2019. Картон/смешанная техника. D — 100 см, h — 20 см
«Калейдоскоп», 2019. Картон/смешанная техника. D — 100 см, h — 20 см

Также в работах Плетнева, изображающих однотипные «панельки» и хрущевки, подчеркивается уникальность каждого из возможных обитателей этих домов. Зритель не видит людей, но может представить их личные истории, скрывающиеся за однообразными фасадами. Современный мир — большой улей многоэтажек, где, несмотря на преобладание типовой застройки и такой же однотипной жизни, происходит процесс «атомизации».

«Тетрис», 2019. Фанера/смешанная техника. 160х29х17,5 см
«Тетрис», 2019. Фанера/смешанная техника. 160х29х17,5 см

«Улей» распадается на изолированные ячейки, — неслучайно художник создает макеты домов в форме пчелиных сот — а люди живут в отдельных мирах со своим уникальным набором проблем, желаний и страхов. Тема разобщенности людей друг с другом и одиночества в большом городе является сквозной для творчества художника.

Большое внимание Павел уделяет самому материалу: в миниатюрах «панелек» можно увидеть фактуру бетона с потертостями и въевшейся грязью, пыль на стеклах, холодный металл решеток на окнах, обломленную плитку на фасадах. Все это хранит след жизни и привносит в работы ощущение подлинности — художник стремится уйти от кукольности и тиражированной массовой продукции.

-6

Внимание к деталям, будь то спутниковые антенны, коробки кондиционеров на стенах или же мигающая светомузыка в окнах, создает ощущение второй реальности, параллельной нашей, одновременно и похожей, и кардинально отличающейся. Несмотря на подробное и достоверное моделирование, художник оставляет за собой право на недосказанность и открытые вопросы, что допускает широкий спектр интерпретаций его небольших, но многозначных инсталляций.