Найти тему
ЯнеМАМА

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА. ЧЕМУ МЫ УЧИМ РЕБЕНКА

Оглавление

"- Я же ему говорю одно, а он, как будто на зло, делает наоборот! "

Вместо предисловия

Когда мы создаем семью, то одним из главных критериев нашего выбора является и то, насколько хорошо мы понимаем друг друга. Согласитесь, даже прожив в браке долгие годы, можно многое не знать о своем партнере. Что уж говорить о ребенке?! Он - другой человек.

Даже если он появился в вашей семье, то это совершенно не означает, что он должен понимать вас с полуслова. Когда рождается человек, его восприятие окружающего мира сугубо индивидуально. Через взрослых он получает способ отношения к происходящему, учится "привязывать" свои чувства к понятным определениям. Этот навык необходим для выстраивания отношений в обществе. И вот в процессе обучения часто возникают "провалы"...

Как это работает

Прежде всего, нужно помнить: ребенок - это чистый лист. Да, именно так и никак иначе! Рождаясь, он приходит в этот мир без знаний и навыков. Он смотрит на родителей и повторяет их действия и слова. Нередко можно заметить, как ваше чадо копирует ваши интонации, ведет себя похожим образом к месту и не месту, и, постепенно, перенимает ваше отношение к жизни - хотите вы того или нет. Так устроена наша психика: мы можем создать что-то новое лишь на базе имеющихся знаний.

фото Яндекс Картинки
фото Яндекс Картинки

Где я ошибся?!

Каждому из нас кажется, что мы учим своих детей самому лучшему: передаем им необходимые знания, делимся своим опытом... Как же так поучается, что: "Я же ему говорю одно, а он, как будто на зло, делает наоборот!" Все дело в том, что мы пытаемся наложить на ребенка те ограничения, с которыми сами не согласны или просто не выполняем!

Многолетние исследования говорят о том, что родители часто занимаются подменой понятий. Сами того не подозревая, они навязывают те нормы и правила, с которыми сами прожили всю жизнь в конфликте. И здесь не имеется в виду жесткое противостояние в виде нарушения уголовного законодательства, деструктивная общественная деятельность или аморальный образ поведения. Здесь речь идет о внутреннем психическом напряжении, с которым взрослый человек живет на протяжении долгих лет, считая это нормой.

Дорогие родители, поздравляю, ваш ребенок копирует и вашу модель поведения!

фото Яндекс Картинки
фото Яндекс Картинки

3 разрушительные установки

Для понимания сути вопроса, рассмотрим одни из основных деструктивных установок, влияющих на развитие ребенка и его психику.

1. Завышенные ожидания

фото Яндекс Картинки
фото Яндекс Картинки

Конечно, всем нам хочется, "чтобы у них-то было лучше, чем у нас!" И это, в самом деле, доброе и искреннее желания любящих родителей. А что получается на выходе? Нервное напряжение, неудовлетворенность собственной жизнью и постоянный поиск чего-то лучшего.

Вроде бы и установки были нормальные: "Ты должна учиться лучше, чтобы все у тебя было!", "Ты обязан быть сильным, чтобы всех победить!"... Правда? Кто вам об этом сказал?

Из таких суждений формируется жесткий панцирь предвзятых догм, убеждений и правил. Именно он не дает проявляться индивидуальности, личным пристрастиям и препятствует совершению необходимого выбора. Догма "так надо" укореняется на столько, что даже любая мысль о том, чтобы сделать что-то так, как хочется тебе - кажется ужасной!

Чтобы этого не происходило, родителям необходимо быть крайне аккуратными в своих оценках и суждениях. Ваша поддержка не заключается в том, чтобы ребенок прожил жизнь, как хочется вам или "как правильно". Дайте ему шанс найти свое счастье самому.

2. Гиперопека

фото Яндекс Картинки
фото Яндекс Картинки

Инфантилизм становится бичом современной эпохи. Не только подростки, но взрослые люди в возрасте около 30 поражены этим психологическим недугом. Их оценка мира основана исключительно на материальной стороне вопроса. Они не в состоянии принимать взвешенные решения, нести ответственность и... создавать.

Такие люди нуждаются не просто в поддержке, а в постоянной заботе и внимании. Бурное развитие социальных сетей является катализатором этой болезни общества, культивируя беззаботный образ жизни и взращивая неврозы.

Но причина в другом: в переизбытке родительской заботы. Это выражается в том, что ребенку НЕ ДАЮТ ДЕЛАТЬ НИЧЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНО. "Как же? Он порежется!.. Пораниться!.. Обожжется!.. Упадет!.. "

Да, возможно будет и так. Но без этого опыта он не сможет стать самостоятельным. Никогда.

Наблюдения показывают, что детям в возрасте 4-5 лет уже просто необходима изрядная доля самостоятельности. А начинается все еще раньше. Запрещая (излишне оберегая) вы самостоятельно тормозите развитие вашего чада!

3. Штампы и клише

фото Яндекс Картинки
фото Яндекс Картинки

"У самой красивой - самая лучшие отношения", "Самый богатый - самый счастливый!"... Продолжать? Из таких установок складывается картина мира маленького человека. И сколько бы вы ни отрицали, что "Я так не считаю! У меня другие приоритеты!.." - малыша не обманешь. Если вы для себя не проработали эти моменты, то ваше отношение (даже случайно брошенная фраза, вздох во время фильма или грусть после общения с "более успешным" знакомым - выдают вас с головой.

Конечно, хуже когда вы напрямую описывайте ребенку такую картину мира. Ваши переживания о "несправедливости", "беззаконии", "невозможности изменить свою жизнь" принимаются, как исходные данные, которые впоследствии будет крайне сложно изменить.

Сложности в личных отношениях - это то же привет из детства. Тот образ "идеального спутника" впервые ребенок узнает именно от своих родителей.

Давайте попробуем быть сами счастливыми, чтобы детям было с кого копировать! ;-)