"- Я же ему говорю одно, а он, как будто на зло, делает наоборот! "
Вместо предисловия
Когда мы создаем семью, то одним из главных критериев нашего выбора является и то, насколько хорошо мы понимаем друг друга. Согласитесь, даже прожив в браке долгие годы, можно многое не знать о своем партнере. Что уж говорить о ребенке?! Он - другой человек.
Даже если он появился в вашей семье, то это совершенно не означает, что он должен понимать вас с полуслова. Когда рождается человек, его восприятие окружающего мира сугубо индивидуально. Через взрослых он получает способ отношения к происходящему, учится "привязывать" свои чувства к понятным определениям. Этот навык необходим для выстраивания отношений в обществе. И вот в процессе обучения часто возникают "провалы"...
Как это работает
Прежде всего, нужно помнить: ребенок - это чистый лист. Да, именно так и никак иначе! Рождаясь, он приходит в этот мир без знаний и навыков. Он смотрит на родителей и повторяет их действия и слова. Нередко можно заметить, как ваше чадо копирует ваши интонации, ведет себя похожим образом к месту и не месту, и, постепенно, перенимает ваше отношение к жизни - хотите вы того или нет. Так устроена наша психика: мы можем создать что-то новое лишь на базе имеющихся знаний.
Где я ошибся?!
Каждому из нас кажется, что мы учим своих детей самому лучшему: передаем им необходимые знания, делимся своим опытом... Как же так поучается, что: "Я же ему говорю одно, а он, как будто на зло, делает наоборот!" Все дело в том, что мы пытаемся наложить на ребенка те ограничения, с которыми сами не согласны или просто не выполняем!
Многолетние исследования говорят о том, что родители часто занимаются подменой понятий. Сами того не подозревая, они навязывают те нормы и правила, с которыми сами прожили всю жизнь в конфликте. И здесь не имеется в виду жесткое противостояние в виде нарушения уголовного законодательства, деструктивная общественная деятельность или аморальный образ поведения. Здесь речь идет о внутреннем психическом напряжении, с которым взрослый человек живет на протяжении долгих лет, считая это нормой.
Дорогие родители, поздравляю, ваш ребенок копирует и вашу модель поведения!
3 разрушительные установки
Для понимания сути вопроса, рассмотрим одни из основных деструктивных установок, влияющих на развитие ребенка и его психику.
1. Завышенные ожидания
Конечно, всем нам хочется, "чтобы у них-то было лучше, чем у нас!" И это, в самом деле, доброе и искреннее желания любящих родителей. А что получается на выходе? Нервное напряжение, неудовлетворенность собственной жизнью и постоянный поиск чего-то лучшего.
Вроде бы и установки были нормальные: "Ты должна учиться лучше, чтобы все у тебя было!", "Ты обязан быть сильным, чтобы всех победить!"... Правда? Кто вам об этом сказал?
Из таких суждений формируется жесткий панцирь предвзятых догм, убеждений и правил. Именно он не дает проявляться индивидуальности, личным пристрастиям и препятствует совершению необходимого выбора. Догма "так надо" укореняется на столько, что даже любая мысль о том, чтобы сделать что-то так, как хочется тебе - кажется ужасной!
Чтобы этого не происходило, родителям необходимо быть крайне аккуратными в своих оценках и суждениях. Ваша поддержка не заключается в том, чтобы ребенок прожил жизнь, как хочется вам или "как правильно". Дайте ему шанс найти свое счастье самому.
2. Гиперопека
Инфантилизм становится бичом современной эпохи. Не только подростки, но взрослые люди в возрасте около 30 поражены этим психологическим недугом. Их оценка мира основана исключительно на материальной стороне вопроса. Они не в состоянии принимать взвешенные решения, нести ответственность и... создавать.
Такие люди нуждаются не просто в поддержке, а в постоянной заботе и внимании. Бурное развитие социальных сетей является катализатором этой болезни общества, культивируя беззаботный образ жизни и взращивая неврозы.
Но причина в другом: в переизбытке родительской заботы. Это выражается в том, что ребенку НЕ ДАЮТ ДЕЛАТЬ НИЧЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНО. "Как же? Он порежется!.. Пораниться!.. Обожжется!.. Упадет!.. "
Да, возможно будет и так. Но без этого опыта он не сможет стать самостоятельным. Никогда.
Наблюдения показывают, что детям в возрасте 4-5 лет уже просто необходима изрядная доля самостоятельности. А начинается все еще раньше. Запрещая (излишне оберегая) вы самостоятельно тормозите развитие вашего чада!
3. Штампы и клише
"У самой красивой - самая лучшие отношения", "Самый богатый - самый счастливый!"... Продолжать? Из таких установок складывается картина мира маленького человека. И сколько бы вы ни отрицали, что "Я так не считаю! У меня другие приоритеты!.." - малыша не обманешь. Если вы для себя не проработали эти моменты, то ваше отношение (даже случайно брошенная фраза, вздох во время фильма или грусть после общения с "более успешным" знакомым - выдают вас с головой.
Конечно, хуже когда вы напрямую описывайте ребенку такую картину мира. Ваши переживания о "несправедливости", "беззаконии", "невозможности изменить свою жизнь" принимаются, как исходные данные, которые впоследствии будет крайне сложно изменить.
Сложности в личных отношениях - это то же привет из детства. Тот образ "идеального спутника" впервые ребенок узнает именно от своих родителей.
Давайте попробуем быть сами счастливыми, чтобы детям было с кого копировать! ;-)