Найти тему
DiDi Gallery

Аркадий Петров. «Страна отдыхает...»

Дарья Потякина / Darya Potiakina,
Искусствовед DiDi Gallery
Санкт-Петербург

Закрывая выставочный сезон 2019 года, DiDi Gallery представляет персональную выставку Аркадия Петрова.

Художник Аркадий Петров
Художник Аркадий Петров

Выходец из семьи шахтера с Донбасса, впитавший с детства жизнь и быт советского общества, он выбрал в качестве основой линии творчества отображение жизни советских людей. Но, как и в случае некоторых художников этого периода, искусство А. Петрова балансирует на грани официального и неофициального направлений: его произведения далеки от соцреализма по своей стилистической и идеологической составляющим, а нонконформистов сам автор считал скорее «тусовкой», нежели объединением художников.

Рабочая одежда, 2009. Холст/масло, 138х153 см
Рабочая одежда, 2009. Холст/масло, 138х153 см

Простота композиций и образов, отчасти примитивная, отчасти сатирическая, всегда привлекала Аркадия Петрова больше, чем навязанные каноны живописи советского официального искусства. Ведь кому, как не автору, родившемуся в маленьком шахтерском поселке, знать реалии простых рабочих людей без выдуманных прикрас соцреализма и господствовавшего тогда сурового стиля.

Мужик с наколкой, 1994. Смешанная техника, 50х47х30 см
Мужик с наколкой, 1994. Смешанная техника, 50х47х30 см

Сложно назвать творчество Аркадия Петрова однообразным: стиль художника менялся вместе с тем, как менялись эпоха и общество. Яркие, театральные сцены 1970–1980-х годов сменялись более сдержанными и умеренными по колориту композициями 1990-х, которым и посвящена текущая экспозиция в DiDi Gallery. Наблюдая за изменениями в живописной манере художника, можно проследить основные вехи его творчества.

Туалет за углом, 1989. Холст/масло, 90х160 см
Туалет за углом, 1989. Холст/масло, 90х160 см

Красочные произведения раннего периода проникнуты теплым чувством автора к деталям советского быта. Созданный художником мир как бы преломляет массовое сознание советского народа. Его персонажи молоды и полны сил, уверены в настоящем и готовы трудиться во благо будущего. Устойчивые и ясные композиции разворачиваются в декорациях советского учреждения, парка, жилища обычного человека. В ранних автопортретах художник представляет и себя в образе юноши, разделяя эту игру в праздник с остальными людьми. В произведениях этого периода можно найти многое от соц-арта: шуточные надписи, предметы советского обихода, сатирический посыл сюжетов («Тир» 1984 года, «Туалет за углом» 1989 года).

В 1990-х распадается Советский Союз, рушится идеология, формировавшая сознание народа на протяжении многих десятилетий. Происходят изменения в обществе, уверенность в завтрашнем дне исчезает, ее сменяет потерянность в определении самоидентификации. Чутко пропуская через себя социальные катаклизмы, меняется и сам художник и, как следствие, его стиль. Яркий колорит становится умеренным, деформации обнаженных человеческих фигур достигают апогея, исчезает сюжетная привязка к определенному месту, и персонажи невесомо парят в абстрактном живописном поле.

Шкафчики, 1990. Холст/акрил, 180х230 см
Шкафчики, 1990. Холст/акрил, 180х230 см

Центральные произведения экспозиции — три больших полотна, созданных в конце 1980-х: «Шкафчики», «На отдыхе в Сочи» и «На отдыхе». В этих работах художник выражает предчувствие приближающейся смены эпох и сопутствующую ей ностальгию. «На отдыхе в Сочи» и «На отдыхе» подобны увеличенным в масштабе фотографиям из альбомов обычной советской семьи. Когда невозможно было представить существование «селфи» и отпуска в зарубежные страны, рабочие получали путевки на курорты черноморского побережья, где выгуливали свой единственный парадно-выходной костюм, чтобы запечатлеть этот особенный момент в своей жизни.

На отдыхе, 1989. Холст/масло, 220х170 см
На отдыхе, 1989. Холст/масло, 220х170 см

С одной стороны, художник усиливает эффект радости и праздника, шутливо добавляя по всей поверхности холстов изображение фантиков от конфет. С другой — подобно коллажу он накладывает на монохромные изображения масштабные пятна ярких локальных цветов, как бы показывая, что того прошлого уже не существует, а стирающее его будущее не предопределено.

Люся, 2016. Клеенка/масло, 95х126 см
Люся, 2016. Клеенка/масло, 95х126 см

В более современных произведениях Аркадий Петров не оставляет советское наследие: художник использует вместо холста клеенки, служившие скатертью почти в каждом доме. Разнообразные по сюжету «Букет», «Люся» и «Часовой», написанные в 2000-е годы, продолжают отчасти сатирическую, отчасти аллегоричную линию, но адресованы уже зрителю нового поколения.

Букет, 2000. Клеенка/темпера, 60х47 см
Букет, 2000. Клеенка/темпера, 60х47 см

Едва распускающемуся цветку автор, намеренно гиперболизируя, дает название «Букет». Сравнивая Россию с молодым ростком в темном метафизическом пространстве, художник визуализирует неопределенность и потерянность в сознании народа, но при этом сохраняет надежду на будущее, смутно формирующееся редкими и хрупкими лепестками.

Часовой, 2016. Клеенка/масло, 116х124 см
Часовой, 2016. Клеенка/масло, 116х124 см

Политическую тематику продолжает картина «Часовой» — символ безопасности и силы, расположившийся на фоне башен Кремлевской стены. Он несет службу народу, но, похоже, этот пост ограничивается лишь правительственным зданием…

Нельзя назвать Аркадия Петрова лишь советским художником. Несмотря на сохранение деталей и элементов ушедшей эпохи, автор следует за временем, остро реагируя на изменения в обществе. В его творчестве постепенно рушится искусственно созданный мир советской эпохи, и люди теряют опору. Монохромные постановочные фотокарточки с отдыха в Сочи остаются лишь в памяти, на их смену приходит образ человека, застрявшего в предрассудках прошлого и неуверенного в будущем. Но, двигаясь сквозь время, художник сохраняет свою тонкую иронию: политические, библейские и бытовые сюжеты оживляются сатирическими аллегориями и чужды мрачной экспрессии. Главное, о чем говорит художник, — не потеряться в этой навязанной обществом и государством рутине, суметь сохранить искренность, доброту и честность как перед собой, так и перед другими людьми.