"Книжный вор" - роман современного австралийского писателя Маркуса Зусака. Впервые опубликован в 2005 году.
Роман о жизни людей, на чью долю выпали сложности выбора: поверить в идеологию Гитлера или сохранить человечность. Роман о детстве и непосредственности. Роман о доброте, отваге, чувстве долга и самопожертвовании. Роман о любви.
Или как пишет сам автор:
"Недлинная история, в которой, среди прочего говорится:
- об одной девочке;
-о разных словах;
- об аккордеонисте;
- о разных фанатичных немцах;
- о еврейском драчуне;
- и о множестве краж."
Ну, не намного понятнее. По крайней, мере было бы для меня... Поэтому предлагаю немного раскрыть все эти абстрактные описания.
С самых первых слов автор интригует. Повествование начинает вести кто-то таинственный. С одной стороны от него веет холодом и какой-то опасностью, а с другой стороны спокойствием и, я бы даже сказала, добротой. Романтическая натура эта Смерть в понимании Маркуса Зусака. Его тон успокаивает и вызывает доверие. Он просто сторонний наблюдатель, готовый в любой момент оказаться рядом...
Именно, Смерть видит жизнь героев. И под его пристальным вниманием оказалась девочка Лизель Мемингер.
Действия происходят в Германии во времена Второй мировой войны.
Эта маленькая испуганная девочка, в связи со сложными обстоятельствами жизни ее матери, оказалась в приемной семье. Ее приемные отец и мать настолько разные по характеру, отношению к жизни, общению с людьми, да во всем. Они абсолютные противоположности, на примере которых показано, что "плюс" и "минус" притягиваются и дополняют друг друга. И Лизель ощущает на себе все грани их характеров в полной мере. А впоследствии перенимает их лучшие черты.
Лизель Мемингер предстает перед нами необразованной, но умной и любознательной. Именно ум и любознательность привели к ее любви к книгам, к тем мирам, которые в них описаны. Она влюбляется во все творения на бумаге, вне зависимости от темы и содержания. Она расширяет свой кругозор, свой словарный запас, свое воображение. На протяжении всего повествования я не могла оторваться от этого человека. Насколько ей интересен мир, и насколько она становится бесстрашной, на пути к своей цели. Но при этом она не теряет доброту, нежность, чувство сострадания. Благодаря тем, кто ее окружает, она развивается, веря в себя и в свои силы. Страсть к словам, которая в ней живет, помогает ее другу пережить сложнейшие и мучительные моменты его существования. Она наделена способностью раскрашивать жизнь вокруг себя и жизни тех, кто ее окружает, самыми разными красками, используя только мастерство слова и описания.
В процессе повествования герои раскрываются, показывают не только то напускное, что видят все, но и позволяют заглянуть в уголок души, где таятся страхи и привязанности. На примере их жизни нам позволяют увидеть Германию глазами людей, которые не разделяют царившей в тот момент идеологии, которые против действий власти и которые, несмотря на жестокость вкруг, всеми силами стараются действовать так, как им велит сердце. Там жили такие же простые люди, которые, к сожалению, не могли повлиять на происходящее.
Маркус Зусак как характерами героев, так и событиями, происходящими в романе, позволяет увидеть, что нет "черного" и нет "белого" ни в чем, что нас окружает. Нет "хороших" и нет "плохих" людей. Есть совокупность обстоятельств, есть окружение и есть основа: то, что живет в нас, в наших сердцах и душах.
В своей небольшой рецензии я наверняка упустила много важных посылов, которые М. Зусак хотел до нас донести. Я не стала пересказывать сюжет. Я увидела то, что важно мне и захотела поделиться этим с другими. И могу сказать одно: к этой книге я вернусь еще не единожды.