«Педагогическая тайна» — такое понятие предлагается ввести для учителей и вообще всех работников образования. Суть идеи в том, чтобы запретить педагогам разглашать диагнозы и особенности развития детей, примерно как врачам — информацию о здоровье пациентов.
В нашей стране так исторически сложилось, что учителя почему-то априори считаются моральным авторитетом и некой кастой неприкасаемых, которым по большому счету можно все: рассказывать на весь класс об учениках то, о чем нужно молчать, организовывать травлю, унижать детей (примеров тому, кстати, масса и ходить далеко за ними не нужно). Вопрос в том, что сейчас все вышеперечисленное мгновенно становится достоянием общественности. Цифровые технологии делают свое дело: снял на видео и выложил в Сеть, что может быть проще? К «непедагогичным педагогам», конечно, по мотивам их некорректных выступлений принимаются меры, но уже постфактум. А нужно наоборот, действовать превентивно.
Именно поэтому Совет Федерации мало того, что подержал инициативу о так называемой «педагогической тайне», так еще и намерен ввести наказание за ее разглашение. Не уголовное, конечно, а административное. Ибо за чересчур длинный язык нужно нести ответственность. И если нет понимания того, что корректно и допустимо, пусть о таких простых истинах напоминает перспектива штрафа. Мера, надо сказать, нужная и адекватная.
Не могу не вспомнить случай из личного опыта. Когда я училась в начальной школе, а было это в начале 90-х, некоторые учителя позволяли себе обсуждать диагнозы отдельных учеников прямо в классе, причем в издевательской манере. А иногда и материальное благосостояние родителей этих самых учеников. Было неприятно и даже стыдно слушать о том, как дама почтенных лет с некоторым пренебрежением говорит на весь класс о том, что «у Пети нет запасной ручки, потому что его мама на мусоровозе работает». И лекарства ему она купить не может потому, что зарплата у нее слишком маленькая. Петю, конечно, было жалко. Не потому, что у него «нет запасной ручки» и вылечиться не на что. А потому, что такие семейные тайны должны оставаться тайнами, а не вываливаться на всеобщее обсуждение. А еще потому, что 9-летний ребенок сидел, залившись краской, и не смел сказать ни слова. Конечно, он потом пожаловался родителям, мама приходила в школу разбираться, но история ничем не закончилась. Педагог осталась на своем месте и менее болтливой не стала.
Это история почти 30-летней давности, но с тех пор мало что изменилось. Разве что откровенное хамство и унижение детей учителями часто становится достоянием общественности. Правда, публичное порицание педагогов не останавливает.
Но пусть их останавливает тогда перспектива крупного штрафа! За все в жизни нужно платить, за хамство — особенно. Возможно, деньги заставят учителей научиться банальной этике и порядочности. Хотя бы так.
Нужно ли в России понятие педагогической тайны? Позиция учителей и родителей
В России появилась инициатива прописать понятие педагогической тайны — сведений, которые учитель не должен разглашать без согласия родителей ученика. Об этом сообщает газета «Известия». Родители школьников выступают за нововведение, учителя — против. У каждой из сторон свои аргументы.
Специалисты рабочей группы правительственного координационного совета апеллируют к международным нормам: в европейской практике есть понятие педагогической тайны. И добавляют: в России родители иногда боятся сообщить учителю диагноз ребенка, потому что не уверены в способности педагога хранить тайну. Однако скрытность родителей может быть опасна: к примеру, учитель физкультуры должен знать особенности физического развития школьника, чтобы правильно скорректировать нагрузку.
Другая ситуация: в семье разлад, смерть, конфликт, нехватка денег или развод. Или ребенка усыновили. Об этом тоже в норме должен знать школьный учитель. Но, как правило, от него такую информацию, по понятным причинам, скрывают.
Введение понятия педагогической тайны даст родителям гарантии неразглашения их секретов, они станут более откровенны, считает председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
Лилия Гумерова председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре «Имеются все основания эту идею обсуждать, безусловно, ее нужно прорабатывать, подумать, что это будет — законодательно оформленная идея или, может быть, на первом этапе методические рекомендации. Безусловно, если есть педагогическая тайна, то должна быть ответственность. Другой вопрос, в чем она будет выражаться: административная ответственность, какие-то внутришкольные решения».
Сейчас помимо профессиональной этики педагогов излишнюю откровенность учителей ограничивает Уголовный кодекс (статья «нарушение неприкосновенности частной жизни») и Кодекс об административных правонарушениях (статья «разглашение персональных данных»). Законодательно закреплять очевидную норму поведения и вводить новое наказание — значит нервировать педагогов и давать родителям и администрациям школ дополнительные рычаги для давления, уверен учитель географии лицея «Вторая школа», учитель высшей категории, сопредседатель профсоюза работников образования «Учитель» Леонид Перлов.
Источник https://news.rambler.ru/education/43545641/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
https://news.rambler.ru/community/43545861-uchitelya-zaplatyat-za-boltlivost-i-hamstvo/?updated