Огромные финансовые вложения и налаженная агитационная сеть в виде десятков СМИ и сотни блогеров позволили Алексею Навальному выстроить достаточно внушительную конструкцию - дом - вместивший в своих стенах мошенников всех мастей: от выгнанных на улицу жуликов до странствующих торгашей, способных "продать" вам любую идею. Со временем Штаб ширился, принимая к себе всех "изгнанных и обездоленных". Есть лишь две проблемы: дом Навального не имеет фундамента, удерживаясь лишь на плечах доверчивых последователей, а стены-то вовсе не стены - витрины из стекла.
И чем активнее из окон этого дома летят камни, тем тяжелее скрывать внутреннюю кухню. Проходит время и последователи начинают подмечать: то на стол накрыт чужой обед, то стопка долларов небрежно из сейфа выпирает. На закономерные вопросы раз за разом следует заученный ответ: "это не мы, это соседи". Но чем чаще люди слышат про "воров соседей" и "коррупцию во дворе", тем меньше их это устраивает. Тогда они начинают искать ответы.
К чему я веду? Любой небрежно брошенный снаряд может навредить самому стрелку: именно это мы с вами и пронаблюдали во время послания президента и выпадов в сторону Михаила Мишустина. Но вместо того, чтобы умерить пыл и залатать дыры, Алексей и его команда продолжают от безысходности разрушать то немногое, что осталось от их прибежища.
ФБК переживает кризис. Об этом свидетельствует не только уровень лояльной аудитории, но и бегство сотрудников. Люди массово увольняются из организации, при чём по всем городам России. Количество открытых вакансий говорит само за себя:
Приведённые мной примеры лишь капля в море. ФБК отбирает сотрудников едва-ли не на все должности. Вы можете сами в этом убедиться, зайдя на hh.ru либо же напрямую на сайт Леонида Волкова, что, на минуточку, является региональным директором Штаба Навального. Из уст того-же Волкова мы узнаём и о том, что набор сотрудников ведётся уже больше двух месяцев, но на фоне последних событий ФБК потеряли ещё часть "работников".
Леонид, конечно же, потчует сказками о том, что ФБК "расширяется". Но это откровенная ложь. Во время предвыборной кампании Навального в 2018 году количество штабов превышало 80. Но уже к концу года было закрыто и расформировано около 30. И к концу 2019 года осталось всего 39 штабов Навального по всей России. Основной причиной столь массового закрытия тогда обьясняли финансовые трудности. Неужели сейчас Волков, зная о многомиллионных штрафах сотрудников и глядя на собственный заблокированный счёт, имеет совесть завлять, что недостаток финансирования разрешён и контора вновь расширяется?
Признание иностранным агентом практически лишает ФБК способности получать столь необходимые для поддержания деятельности инвестиции. Ведь опубликуй они данные о своих доходах - растеряют остатки последователей. Приходится искать лазейки и выкручиваться, но время поджимает: за отказ предоставлять отчёт полагается штраф. Выиграть время судебными исками тоже не выходит, да и юристы ФБК понимают: оспорить статус ин.агента в их ситуации невозможно. Нет денег - нет протеста. Инструментов для пропаганды всё меньше, а это означает потерю влияния и неизбежный отток аудитории.
Да, ФБК действительно переживают кризис. И виной здесь вовсе не последние события, а длительные и систематичные просчёты команды Навального. Они планомерно, шаг за шагом, загоняли себя в тупик. Грядущие перемены лишь окончательно отрезали им путь назад, не давая ни шанса на возвращение и наращивание потенциала. Все долгосрочные планы по накрутке голосов при выборах в ГосДуму рушатся, а кроме них "борцам с коррупцией" делать, вобщем-то, и нечего.
Смогут ли они справиться с ним? Сказать сложно. Ещё в прошлом году начали плодиться слухи о том, что Алексею Навальному ищут замену. Текущее положение ФБК может оказаться весомой причиной сбросить их со счетов или вовсе выставить жертвой "кровавого режима", разбив на остатках "борцов с коррупцией" новый лагерь "сопротивления".
События последующих нескольких месяцев прольют свет на этот вопрос. Но лично мне не так важно, кто сидит внутри стеклянного дома, из которого летят камни. Важно, в какую сторону они летят. И с какой целью.