Найти тему

История Аранского свитера

Когда же появился первый аранский свитер?

История Аранского свитера имеет долгую и прославленную историю. Начиная с 600-х годов стиль «островного искусства» начал развиваться на Британских островах и особенно процветал в ирландских монастырях. Этот стиль искусства широко использует круги, спирали, круговые петли, геометрические решетки и «кельтский узел». Эти шаблоны будут знакомы любому вязальщику!

-2

В  «Полной книге традиционного аранского вязания», историк  Хайнц Эдгар Кеве пишет о изображении  аранского узора на штанах пророка Даниила (18 в). А в знаменитой пьесе ирландского драматурга Дж.М. Синга (1871-1909), "Всадники в море," сестра погибшего моряка опознает его по переплетению узоров. Дж. Синг, который основывали свои работы на жизни рыболовецких общин на острове Аран, пишет, что уже  в 1907 году вокруг британских и шотландских берегов того времени молодые мужчины носили  "простую майку рыбаков", связанную из шерсти.

Для развития западных сельских регионов в 1914 году открываются школы вязальщиц, и с 1930-х аранские свитера начали продаваться в Дублине.

Изначально вязали обычный трикотаж и носки, а первые свитера с аранами или geansaís (ganseys) как островитяне назвали их, появились на мальчиках в конце 1920-х и начале 1930-х. Их одевали  на Святое  причастие или просто на мессы по воскресеньям. Форма одежды была довольно простой -  квадрат с рукавами.

Мужчина Аранских островов в geansaís - в первых аранских свитерах.
Мужчина Аранских островов в geansaís - в первых аранских свитерах.

Кроме того существовала еще одна романтическая традиция -  Аранский свитер был когда-то известен как "свадебный" подарок. Когда молодой рыбак начинал ухаживать за своей возлюбленной, она вязала ему свитер, используя все традиционные узоры. Такая традиция обозначала привязанность молодых друг к другу. То есть женщина владела навыками вязания одежды, которая являлась гарантией ее практичности,  как будущей жены и матери, и которую одевал ее мужчина в день их свадьбы.

Вязанием занимались молодые девушки и женщины островов, они делились своими знаниями и навыками и передавали их от  поколения к поколению. Узоры никогда не записывались, а  любой новый придуманный узор моментально распространялся среди вязальщиц.  Поговаривали, что на воскресных мессах, новые  переплетения петель, кос  и жгутов занимали женщины больше, чем сами молитвы.

-5

Воображению и изобретательности ирландских вязальщиц надо отдать должное. Так, Майрин О'Доннелл, одна из самых одаренных ручных вязальщиц на Инишмане, вспоминает, что в 1930-х, когда ей было 6 лет, ее учили вязать на гусиных перьях, так как спицы в то время были мало распространены. Другая вязальщица, Салли, вспоминает, как вязали на ивовых прутьях и даже на велосипедных спицах в годы войны.

Для того, чтоб связать один аранский свитер опытной вязальщице требуется 78 часов! Большинство вязальщиц не имели столько свободного времени между земледелием, рыбалкой и управлением домом и семьей, и не могли получить желаемый дополнительный доход от вязания свитеров. Поэтому, позднее концепцию аранского свитера немного упростили.  Стали использоваться более толстые нити, вязать свободнее, косы сместились, узор изменился.

Некоторые из ранних примеров аранских свитеров, которые сейчас находятся в Национальном музее Дублина, датируются периодом 1930, 40-х, и 50-х годов. Один из таких экспонатов сделан из традиционной  шерсти, с сочетанием горизонтальных полос , узора «Мох» , "Кос", "Шишечек".

Аранский свитер из Национального музея Дублина
Аранский свитер из Национального музея Дублина
-7

Екатерина Куликова

https://shpulya.com