Старшенький ребёнок у нас особенный. До того, как мы с женой поженились, у него стоял диагноз ЗРР – задержка речевого развития - и он предпочитал молчать. Ему было четыре с половиной года, и с ним было не поговорить совсем. Фразы он строил неправильно, постоянно обдумывая ответ минут по пять. Вы представьте… Вы задаёте вопрос, а потом ждёте и ждёте ответа. И с памятью были проблемы из-за этого. Он не помнил того, что было 10 минут назад.
- Чем ты занимался в комнате?
- Не знаю, - звучало в ответ через пять минут.
Это было очень сложно. Сложно морально, ведь ты понимаешь, что с ребёнком что-то не так. Жена ревела и думала, что у него аутизм. Мои родственники думали, что он не хочет с ними общаться. Да и тебе иногда кажется, что он просто издевается над тобой, и ты начинаешь требовать ответа. Нужно сказать, это давало свои плоды.
Через некоторое время я стал замечать, что ребёнок научился манипулировать своими особенностями. Он накинулся на мальчика с кулаками, получил в ответ сдачи, а при разборе полетов он говорил, что не знает, кто начал драку. Ну вот как так? Он не знает. Но он же не дурак, чтобы совсем ничего не понимать!
Потом он начал рассказывать всё… Мы до сих пор не поймём, что это было. Он действительно не помнил? Или он просто не хотел, чтобы его ругали за поступки, и вот таким макаром давил на жалость? А потом, после очередного моего рыка он сказал, что он «плохо говорит» и поэтому не хочет разговаривать. Я начал просто пытаться его разговорить. Я говорил, говорил, говорил. Читал монологи, спрашивал его, ждал ответа и раздражался от того, что он молчит или ты ждешь ответа по пять минут или повторяешь вопрос по 10 раз.
С женой, конечно были разногласия по этому поводу. Она очень боялась, что у ребёнка более серьёзная патология, и ему такое навязчивое общение только повредит. А я ей пытался объяснить и показать, что он научился извлекать выгоду из своих особенностей, хотя на самом деле прогрессирует в развитии.
Так продолжалось до одной очень некрасивой истории, после которой жены открылись глаза, ведь оказалось, что её сын очень даже смышлёный малыш, который умудрился вляпаться в некрасивую ситуацию и выйти сухим из воды. Тогда мы уже вместе начали ребёнка разговаривать. Мы разговаривали с ним обо всём, помогая формулировать развёрнуты ответы. И в первом классе нам сказали, что у нас очень развитый ребенок. И что у него даже следов зпр и зрр нет. Он очень красиво лепит из пластилина и глины, рисует, пишет сказки, делится самостоятельно полученными знаниями, размышляет о мире и сути вещей.
Каким образом мы победили зрр?
Нужно с ребенком разговаривать
Да. С ребенком нужно разговаривать. Разговаривать обо всём. Вам кажется, что он не поймет? Ну и что? Понимание придёт со временем. Главное - чтобы ребёнок формулировал свои мысли. Строил предложения. И ДУМАЛ. Это - самое главное. Нужно учить его думать, ведь я заметил по своему старшенькому, что этого он делать то это и не любит и не хочет. Когда вы поймёте, что ваш ребёнок думает, соображает, даже хитрит, вы почти победили.
Хвалите за реальные успехи, а не просто чтобы просто похвалить
Дети вообще любят похвалу. Однако, могу сказать по старшенькому, что они не любят стараться. Если рисуют, то просто потому, что его просят нарисовать. Если лепит, то только затем, чтобы его похвалили. Как оказалось, у нашего ребенка художественный талант и талант в лепке, хотя раньше он рисовал каляку-маляку и говорил, что это шедевр, что он как художник. Нет, милые мои. Только за РЕАЛЬНЫЕ успехи. Пусть старается чтобы заслужить похвалу.
Раскрывайте перед ним тайны мира
У таких детей скудные знания о мире. Какие знания о мире могут быть у шестилетки? Ну конечно, он не должен знать физические теории, но, например, наш ребенок знает о боге, о разных религиях, интересуется миром животных, химией, физикой, астрономией и т. д. – и это в восемь лет! Обо всём понемногу – в меру его интереса. Поэтому не бойтесь делится с ними своими знаниями. Чем больше он узнает, тем быстрее будет развиваться. К тому же Интернет сейчас даёт широчайшие возможности для развития, но только пользоваться им ребёнок должен под присмотром родителей.
Никогда и ничего не делайте за него то, что он может сделать сам
Если у ребёнка что-то не получается и он подходит к вам, то вы должны просто подсказать решение проблемы, а если решение очевидное, то просто направить мысль вопросами. Всё. И пусть он сам пытается решить загвоздку. Однако сами всегда оценивайте, сможет ли ребёнок что-то сделать сам или нет? Если нет, то сделайте это с ним вместе. Вспомните про зону ближайшего развития.
Верьте в своих детей, любите их и радуйтесь новым открытиям вместе с ними!
Спасибо за внимание! Если вам нравится то, что мы пишем для вас, - не стесняйтесь ставить пальчики вверх! Искренне ваши - Оба хороши!