В течение многих лет ученые и эксперты предупреждали, что быстрые разработки в области искусственного интеллекта и машинного обучения должны были уничтожить миллионы рабочих мест по всему миру. В последнее время эксперты сошлись во мнении, что ИИ может не только повысить производительность труда, но и создать больше рабочих мест, чем он вытеснит в ближайшие десятилетия. Wired пишет, что широко распространенные опасения по поводу восстания роботов не просто ошибочны, они отдаляют нас от лучших условий труда. Всё зависит от того, как мы воспринимаем инновации: как благо или бич прогресса.
Наши опасения по поводу автоматизации сводятся к трем факторам: роботы будут выполнять задачи эффективнее людей, машинное обучение позволит искусственному интеллекту быстро принимать комплексные решения, а технологические компании будут продавать все больше программного обеспечения и алгоритмов для замены людей машинами. Искусственный разум действительно не испытывает человеческих эмоций, но не все так просто
Сотрудничество, а не замещение
Технология дополнения (augmentation technology) объединит эффективность машины с человеческими качествами, чтобы сделать взаимодействие людей более действенным. Применительно к человеку понятие аугментации возникло на стыке медицины и робототехники — в сфере протезирования. Так обозначали замену органа или части тела на механическое устройство, выполняющее их функции. Особенность аугментации в том, что протез не просто заменяет часть тела, а позволяет человеку приобрести способности, не доступные ранее. Так, экзоскелеты, кибернетические руки и ноги имеют огромный потенциал: они могут дать человеку большую выносливость и силу, и при этом они гораздо крепче.
Аналогию с этим можно провести и в сфере сотрудничества человека и новейших разработок. Вполне возможно, что ИИ и машинное обучение не захватят рынок труда, а откроют новые возможности для человеческого потенциала. Люди смогут полностью посвятить свое время креативу или работам, требующим эмпатии и популярных сегодня soft skills — такие должности все еще недоступны алгоритмам. Помимо этого, пробелы в навыках отдельных людей будут дополняться технологиями, что позволит им преуспеть в более ценной работе, отвечающей реальным потребностям. Роботы возьмут на себя рутину на производствах и обслуживание человеческих потребностей.
Мы уже автоматизировали многие шаблонные задачи на рабочем месте, и сегодня то, за что работники получают оплату — это эффективные взаимодействия: общение, решение проблем в командах, изучение ценностей пользователя, и нахождение того, что делает компании и их клиентов лучше. Эти задачи будут расширены, а не заменены технологиями. Навыки презентации, креативное и проектное мышление, эмоциональный интеллект, ответственность — вот только несколько навыков, которыми вряд ли когда-то овладеют машины.
Профессии будущего
Современные технологии лишь расширяют возможности человека на рынке труда. Благодаря им люди могут работать эффективнее, тратя меньше времени на рутинную работу. В то же время, инновации открывают новые сферы, в которых специалисты могут применить свои навыки. Это показывает, что рынок труда расширяется и меняет свой вектор: появляются ниши, для которых нужны люди, обладающие специальными навыками.
Издательство Raconteur опубликовало примеры должностей, которых нет сейчас, но они будут нужны, когда роботы и искусственный интеллект возьмут на себя рутинную работу.
Менеджер по надзору за ИИ
Бесполезно отрицать, что системы искусственного интеллекта становятся все более сложными и могут анализировать большие объемы данных гораздо быстрее, чем люди. Но они тоже могут ошибаться. Было доказано, что искусственный интеллект не свободен от предубеждений и ошибок, как и человек. Поэтому нужны специалисты, которые будут повторно интерпретировать результаты анализа данных и следить за тем, чтобы они были обоснованными и прозрачными.
Специалист по этике данных
Новая реальность, в которой люди сотрудничают с искусственным интеллектом и другими технологиями, требует новых нормативных правил и законов. Простой пример: беспилотный автомобиль попадает в аварию. Кто виноват, если все решения, принятые алгоритмом, были изначально запрограммированы людьми? Технологическая эволюция поднимает множество этических дилемм. Ответственность за их разрешение лежит на создателе технологий — человеке.
Социальный физик
Первые элементы социальной физики были изложены в книге французского мыслителя Анри де Сен-Симона «Письма о обитателе в 1803 году». В ней была предложена идея описания общества с использованием законов, аналогичных законам физических и биологических наук. В современном понимании социофизика — это новая область науки об обществе, которая использует математические инструменты, вдохновленные физикой, чтобы понять и предсказать поведение толпы людей. Конечно, методы математического моделирования уже используют социологи, но возможности их применения заметно расширяется с выходом на сцену больших данных. Анализ социальных явлений становится более сложным и многогранным.
Усовершенствованные инструменты ИИ позволят неправительственным организациям, исследователям и государственным органам анализировать структурированные и неструктурированные данные и решать реальные проблемы, будь то борьба с эпидемиями в области здравоохранения, голодом или преступностью. Этот аспект напрямую связан с предыдущим пунктом: насколько этично отслеживать цифровой след людей и использовать его для слежки и предсказания их дальнейших действий?
Тренер по работе с роботами
В будущем, основанном на искусственном интеллекте, люди, вероятно, будут сотрудничать с роботами во многих задачах, и знание того, как управлять этими машинами, будет жизненно важно. Обучение поможет нам научиться взаимодействовать с нашими автономными коллегами, управлять ими и ремонтировать их для максимально эффективного использования.
Специалист по технологической конвергенции
Конвергенция — это усовершенствование существующих технологий или их интеграция для решения существующих задач. Самые простой пример — смартфон, который объединяет в себе функции компьютера, телефона и камеры. Также и технологии искусственного интеллекта и машинного обучения не будут использоваться в полной изоляции. Уже сейчас они применяются вместе с виртуальной реальностью, 3D-печатью и интернетом вещей. Соответственно, нужны специалисты с бэкграундом в IT, которые будут помогать корпорациям внедрять новые разработки в производство, объединять уже существующие технологии для создания новых прорывных продуктов.
Мы привели только несколько примеров областей, в которых новые технологии требуют участия человека, причем в совершенно новой роли. При позитивном взгляде на прогресс мы можем достичь новых высот, сотрудничая с роботами и искусственным интеллектом, не противясь их внедрению.