Найти тему
nataNEvata

Времена в английском - отличная таблица, которую невозможно выучить...

Здравствуйте, друзья! Снова с вами Городнюк Наталия. Поверьте мне, я не понаслышке знаю, как остро сегодня перед каждым человеком, мечтающим освоить английский, стоит вопрос времени английского глагола.

Люди зубрят, делают тесты, учат таблицы – но часто, так и не добиваются желаемого эффекта. Почему? В этой статье мы будем разбираться с этим. Главным образом, мы поговорим о пресловутой таблице времен: зачем она нужна, как ее запомнить, и что самое важное — разберемся можно ли строить времена в английском языке без нее.

Что такое времена в английском языке простыми словами.

Друзья, если вы новички или вновь прибывшие в ряды англоспикеров, то скорее всего вы слышали о том, что есть в английском языке какие-то там времена. Времена эти, как неуловимый Джо, все время не до конца понятны. Вернее, не понятны совсем и никакой логики в них нет.

Так что же такое времена простыми словами? Очень часто люди хотят понять, как же так вышло, что их в английском 12.

На самом деле, в этом утверждении есть некоторая подмена понятий.  В английском языке не 12 времен, а три, как и в русском.

Только внутри каждого времени существует по 4 подвида, которые передают различные смыслы. То есть, 4 умножаем на 3 и получаем 12 подвидов. Так же, как и в русском, три времени, но внутри каждого времени по два подвида.

-2

Итак, реальных времен всего три: настоящее, прошлое и будущее.

Просто подвидов внутри каждого времени в английском языке в два раза больше, чем в русском.

6:12 — русские времена против английских

При помощи глаголов.

В русском языке мы делим глаголы на глаголы совершенного вида и не совершенного вида. То есть те, которые уже закончились и подчеркивают результат. Они отвечают на вопрос  «что сделать?»; и те, которые длятся, и подчеркивают процесс. Они отвечают на вопрос «что делать?»

Примеры в русском языке:

Пример с прошедшим временем (два подвида):

Вчера я постирала белье. Подчёркивается результат – что сделала?

Вчера я весь день стирала белье. Подчёркивается сама деятельность. Что делала?

Примеры с настоящим временем (еще два подвида):

Сейчас я бегу к другу. Подчёркивается деятельность, которая в процессе прямо сейчас.

Каждый день я бегаю с другом. Подчёркивается деятельность, которая происходит регулярно.

Примеры с будущим временем (еще два подвида):

Завтра я посмотрю кино. Подчёркивается факт, который просто свершится.

Завтра в 8 я буду смотреть кино. Подчёркивается то, что именно в это время я буду в процессе просмотра.

Что мы имеем? 6 возможных вариантов выражения времен в русском языке. Ч.Т.Д.

-3

Примеры в английском языке:

Примеры с прошедшим временем (4 подвида – два похожи на русский, два не похожи на русский)

Вчера я посмотрел фильм. I watched a film yesterday. – подчёркивается разовое, завершенное действие (Такой смысл есть и в русском языке).

-4

Вчера в два часа я смотрел фильм. I was watching a film at 2 o’clock yesterday. Подчеркивается процесс, который длился именно в эту точку времени (Такой смысл есть и в русском языке).

Вчера, когда он пришел, я уже посмотрел фильм. Yesterday when he came I had watched a film. Подчеркивается, что до какой-то точки времени другое действие уже закончилось (Такого отдельного смысла в русском языке нет).

Вчера, когда он пришел, я уже 2 часа смотрела фильм. Yesterday when he came I had been watching a film for two hours.  Подчеркивается, что до какой-то точки времени, какой-то процесс длился уже какое-то время (Такого смысла в русском языке тоже нет).

-5

Примеры с настоящим временем (два похожи на русский, одно так себе и одно – вообще шокирует!)

Каждый день я рисую. I paint every day. Постоянное, регулярное действие (Такой смысл есть в русском).

Сейчас я рисую. I am painting. Процесс, происходящий прямо сейчас (Такой смысл есть в русском).

-6

Я только что нарисовала картину. I have painted a picture. Подчеркивается завершенность к моменту речи (Это шок для русских, потому что в русском языке «нарисовал» — это глагол прошедшего времени, и не может быть в настоящем. В английском – это один из вариантов настоящего времени. Естественно, такого смысла нет в русском).

Я рисую уже два часа. I have been painting for 2 hours. Подчеркивается длительность действия до момента речи (Такого отдельного смысла в русском языке нет).

-7

Примеры с будущим временем

Завтра я приготовлю пирог. I will bake a pie tomorrow. Подчеркивается разовость, обычное действие, факт (Такой смысл в русском языке есть).

Завтра в 2 я буду готовить пирог. I will be baking a pie at 2 o’clock tomorrow. Подчеркивается длительность в определенную точку времени, действие будет в процессе, в середине (Такой смысл есть в русском языке).

-8

Завтра, когда ты придешь, я уже приготовлю пирог. Tomorrow when you come, I will have baked a pie. Подчеркивается завершенность действия, к какой-то конкретной точке времени в будущем (Такого смысла в русском языке нет).

Завтра, когда ты придешь, я уже буду два часа печь пироги. Tomorrow when you come, I will have been baking pies for two hours. Подчеркивается, что действие будет длиться до определенного момента в будущем (Такого смысла в русском языке нет).

Итак, подведем итог. Что мы видим? Мы видим, что для выражения некоторых смыслов и в русском и в английском языках есть свой «рецепт», свои формы и последовательность глагольных форм. Но есть такие смыслы, которые в английском языке имеют свою уникальную формулу, а в русском – нет. И если приглядеться, то в русском языке в два раза меньше таких отдельных подтипов. Главное, что нужно запомнить – во всех языках 3 времени, а вот сколько подтипов внутри – это уже другая история!

-9

Хотите узнать больше о временах английского глагола? Тогда читайте следующие статьи ниже:

Present Simple (презент симпл) — от A до Z простыми словами (откроется в новой вкладке)

Пример классической таблицы времен английского языка

-10

Итак, что же включает в себя таблица английских времен? Это просто словесное изображение того, что я описала в предыдущем пункте.

Смотрите, по горизонтали у нас 4 подгруппы, по вертикали — реальные времена — прошлое, настоящее, будущее. На пересечении этих колонок мы имеем ячейку, в котором нам рассказывают, как же строится этот подтип времени (далее буду говорить просто «время», но вы должны понимать как «грамматическое время» или подтип времени).

Таким образом получается, что внутри ячейки очень много различной информации, всяких формул и это не очень эффективно с точки зрения запоминания.

-11

Вообще, сама по себе таблица — это не плохо, можно заглянуть туда, если мы не занимаемся английским профессионально и на постоянной основе. Если нам раз в пятилетку нужно написать что-то, то почему бы и не воспользоваться ею. Но если мы говорим о том, что мы изучаем – прям — изучаем английский, то здесь я бы вам не советовала опираться на нее. Почему?

Когда мы смотрим на таблицу, мы, как правило, пользуемся визуальной памятью, а она, как известно, самая короткая! Сегодня помним, что написано в ячейке, а завтра не помним, потому что много новых визуальных картинок проплывает перед глазами.

Намного эффективнее воспользоваться логической памятью — памятью, когда мы сами можем построить все времена с помощью понятной пошаговой схемы.  А форма такой таблицы послужит для нас оболочкой, в которую мы поместим понятную для нас информацию.

Исходя из моего опыта, намного эффективнее запомнить 4 небольших кусочка, из которых мы в итоге получим времена. Затем понять логику — как из этих кусочков можно сделать времена. И все – дело в шляпе! Это похоже на метод «научить рыбачить» а не просто «дать рыбку». Именно этим мы с вами и будем заниматься по ходу этой статьи.

5 шагов, выучив которые, нам не придется учить таблицу времен в английском языке — вы сможете ее построить логически!

Теория — всему голова

Для начала давайте обсудим наши 5 шагов, и постараемся — ну очень постараемся — уловить логику во всем этом хаусе! Да, друзья, это сложнее, чем просто запомнить «глагол с инговым окончанием» или «глагол с окончанием ed». Но уловив однажды смысл построения английского языка — вы уже никогда не будете прежним.

Погнали!

Шаг #1 Разбираемся и учим формы глаголов

Говоря про времена, мы говорим про глагол. А значит, мы должны знать врага в лицо, вернее все это 5 лиц, помимо базового (словарного варианта). Да, в словаре наш глагол стоит в форме инфинитива и отвечает на вопросы «что делать-что сделать». Но ведь мы всегда изменяем этот глагол, чтобы он соответствовал смыслу и цели высказывания.

Например: 

Бежать — бегу — бежал — побегу — пробежавщий — бегущий — бегая и так далее. Все это — ничто иное, как формы глагола. В русском языке они свои, в английском языке свои.

Подробнее о формах глагола смотрите в этом видео. А так же, подписывайтесь на мой канал youtube.

Шаг #2 Учим 4 инфинитива

После того, как мы с вами увидели, что существует 6 возможных глагольных форм, которые мы получаем из одного единственного простого инфинитива (to do, to go, to swim) нам стоит расширить свои знания, и открыть для себя ужасную правду — существует не только один этот простой инфинитив (простой — из одного слова). Кроме него существуют еще три инфинитива (сложные — из нескольких слов). Именно они и послужат для нас основой формирования 12 английских времен.

Инфинитив — это база, основа, исходный материал. Инфинитив в английском — это одно или несколько слов, которые в совокупности отвечают на вопросы — что делать, что сделать?

Итак, вот 4 английских инфинитива:

Simple — to paint (Просто глагол из словаря) — рисовать
Continuous — to be painting (Глагол «быть» + инговая форма-причастие 1 по-умному) — быть рисующим
Perfect — to have painted (глагол «иметь» + третья форма глагол – причастие 2 по-умному) — иметь покрашенным
Perfect Continuous — to have been painting (глагол «иметь»+ «быть» в третьей форме + инговая форма смыслового глагола) — иметь бытым красящим* (дословный перевод явно не вышел лицом)

Не пугайтесь, глядя на эти «паровозики» слов. Смысловой, переводной глагол — это то слово, которое стоит на конце этих «паровозиков». А все слова до – это вспомогательные глаголы, и они всегда будут неизменны.

Для большего понимания, посмотрите это видео.

Мы можем взять любой другой глагол.

Теперь разберем тезисно, что эти 4 строчки означают.  Мы уже говорили, что есть 4 подтипа внутри каждого времени, так ведь? Хорошо. А откуда, как вы думаете берутся эти подтипы? Правильно! Из 4 рассматриваемых инфинитивов.

Simple — простое
Continuous — длительное
Perfect — завершенное
Perfect-continuous – завершенно-длительное.

Все соответственно.

У каждого из этих инфинитивов есть свой смысл, своя суть, которую они несут. Но сейчас нас больше интересуют не смыслы (их нужно разбирать отдельно и детально), а построение — как построить из этих четырех строчек 12 времен без использования таблицы. Первое, что необходимо сделать  — это выучить инфинитивы наизусть.

Шаг #3 Строим из 4 инфинитивов — 12 утвердительных предложений в 12 временах.

После того как мы выучили 4 инфинитива, нам надо эти инфинитивы прогнать по временам: по прошлому, будущему и настоящему. Как это сделать?

И в русском и в английском языках совершенно одинаково после подлежащего (кто-что) обязан стоять глагол, который покажет собеседнику время.

Например: я ездила, я еду, я поеду. — На втором месте — глагол, показывающий время.

То же самое нужно сделать и с этими 4 инфинитивами — поставить глагол, который будет стоять после подлежащего в прошедшее, настоящее и будущее время.

Прошедшее время:

Для прошедшего времени в английском языке есть всегда своя форма – вторая форма. Это или окончание ed, которое добавилось к глаголу (и таких глаголов большинство), или это тот хитрый глагол, называемый неправильным и который нам просто нужно выучить наизусть.

Например, взяли четыре инфинитива и прогнали по прошедшему времени. Получается: I played(2)/ I was(2) playing/ I had(2) played / I had(2) been playing. После подлежащего I стоит глагол в прошедшей форме (цифра 2 – означает вторая форма глагола, форма прошедшего времени). Все остальное — это хвосты, они уже не показывают нам время.

Настоящее время:

Если же нам нужно настоящее время, то в английском языке есть форма и для настоящего времени. Как она выглядит? Очень просто, нам не нужно как в русском языке заучивать 6 глаголов — иду, идем, идешь, идёте и так далее. Все, что нужно запомнить — настоящая форма — это либо чистый глагол — play, go, cry, либо глагол с окончанием s/es plays, goes, runs и так далее.

Исключением здесь будет глагол to be — быть, у которого не два возможный варианта, а три, и их надо заучить: is am are. Это все три формы в настоящем времени глагола to be — быть.

Таким образом, прогоняя по настоящему времени наши 4 инфинитива, мы получим следующее: I go, she goes/ I am going, she is going, we are going/ I have gone, she has gone/ I have been going, she has been going. Что мы сделали? Мы просто поменяли форму инфинитива, то есть то слово, которое стояло после частицы to на форму глагола, который бы показывал время: на настоящую.

Настоящие и прошедшие времена строятся именно по этой схеме – нам нужно поставить 4 инфинитива в прошедшую(2) или настоящую(1) форму глагола. Чтобы лучше разобраться в формах глагола, посмотрите это видео.

Будущее время:

С будущим временем песня другая. В английском языке нет отдельной формы будущего времени. То есть мы не можем взять глагол с частичкой to и поставить его в какую-то форму, и чтобы оно стало означать будущее время, как мы это делали с настоящим и прошедшим временем.

Но в английском языке есть такие глаголы, которые называются модальные, после которых как раз-таки и должен стоять инфинитив (мы-то уже выучили 4 инфинитива), но уже без частички to. И для этой задачи на помощь приходит модальный глагол — will, после которого мы поставим любой из наших инфинитивов и получим 4 будущих времени.

Например: I will go (я пойду), I will be going (я пойду), I will have gone (я уже уйду), I will have been going (я буду идти).

Заметьте, что при построении настоящих, прошедших и будущих времен, мы не придумываем что-то свое. Мы берем наши 4 инфинитива, которые  с частичкой to, и либо меняем их форму на прошедшую или настоящую, или ставим после модального глагола will, тем самым, получая будущие времена.

Шаг #3 Строим из 12 утвердительных предложений 12 отрицательных, и 12 вопросительных. Золотые правила английского языка.

Есть еще два правила, которые нам нужно знать, чтобы полноценно пользоваться временами.  Мы с вами только что смогли построить 12 времен. И это круто! Но все эти предложения были утвердительными – то есть в конце стояла точка, и это были предложения-утверждения.

А что если вам нужно будет построить отрицание или вопрос, что же делать в этом случае? Для этого нам на помощь приходят правила, которые я зову золотыми. Их просто нужно выучить наизусть!

Золотые правила
Золотые правила

1) Чтобы построить отрицание — нужно найти вспомогательный глагол, и после него поставить частицу not. I will not singing today – я не буду петь сегодня.

2) Чтобы построить вопрос — нужно найти вспомогательный глагол и поставить его перед подлежащим.

Теперь вопрос — а что же это за штуковина такая — вспомогательные глагол? У большинства времен он есть сам  по себе. Это тот первый глагол, который стоял после подлежащего. Например: I had done it before you came. На втором месте had — это наш вспомогательный глагол.

Вспомогательный глагол – это именно тот глагол, который показывает время и всегда стоит на втором месте – сразу же после подлежащего (кто-что). Но есть одно маленькое исключение.

Во временах simple (в настоящем и прошедшем) в утвердительном предложении нет никакого вспомогательного глагола. Например: I go/ she goes/ I went/ she went. Здесь глаголы – go/goes/went – это не вспомогательные глаголы, а самые что ни на есть – обычные, смысловые, переводные глаголы. Что же делать?

Для этого хитрые англичане позаимствовали другой глагол, ничем не имеющий отношения к переводу «делать» глагол — do и его формы. Поэтому в настоящем и прошедшем временах для отрицательных и вопросительных предложений мы будем использовать do-does (1) — настоящая форма, и did (2) — прошедшая форма. Смысловой же глагол, который переводится, будет стоять в своей обычно форме (чистом инфинитиве, без частицы to) — run, go, play — безо всяких там окончаний.

В будущих временах все гораздо проще – там вспомогательным глаголом всегда будет модальный глагол will, стоящий на втором месте, и говорящий собеседнику, что мы ведем речь о том, что случится.

Для большего понимания, посмотрите вот это видео. (На видео громкий звук, не пугайтесь и сделайте чуть тише)

5 простых шагов, чтобы никогда больше не открывать таблицу времен.

Сейчас самое сложное: запомнить последовательность логики, чтобы не учить таблицу времен.

1) Учим простые формы глагола

2) Учим инфинитивы, построенные из этих простых форм глагола

3) Сразу учимся строить будущее время – оно простое — поставить will + инфинитив без to.

4) Учимся строить прошедшее и настоящее – путем постановки инфинитивов во вторую и первую формы.

5) По золотым правилам строим отрицание и вопрос, помня, что у simple добавляется вспомогательный did(2)/do-does(1).

-13

Теперь к практике: начнем со второго пункта!

Строим инфинитивы.

To wash/ to be washing/ to have washed/to have been washing

Третий пункт. Строим все будущие времена.

После will ставим инфинитив без частицы to:

She + will + to wash = She will wash

He + will + to be washing = He will be washing

You + will + to have washed = You will have washed

I + will + to have been washing = I will have been washing

Четвертый пункт. Строим прошедшее и настоящее.

Изменяем инфинитив на вторую(прошедшее) или первую(настоящее) формы. Не забывайте, что в первой форме у нас всегда два варианта, с окончанием s и без него:

She + to wash = She washed/ she washes

He + to be washing = He was washing/ He is washing

You + to have washed = You had washed/ You has washed

I + to have been washing = I had been washing/ I has been washing

Пятый пункт. Строим отрицания и вопросы.

Для этого надо найти вспомогательный глагол и поставить после него частицу not. Помните, что для simple мы вводим did(2)/do/does(1).

Отрицания

She did not wash/ she does not wash

He was not washing/ he is not washing

You had not washed/ you has not washed

I had not been washing/ I has not been washing

Вопросы

Did she wash?/ does she wash?

Was she washing?/ Is she washing?

Had she washed?/ Has she washed?

Had she been washing?/ Has she been washing?

Все просто. Пять шагов. Проделайте это как минимум с 20 – 30 глаголами, и вы поймете, как это просто. Не надо учить таблицу. Только 4 инфинитива.

Сложность может возникнуть со второй и третьей формами, если вы никогда не учили неправильные глаголы. Но выход есть – просто гуглите на начальном этапе и стройте, стройте, стройте.

Доведите навык написания 12 времен до автомата. Для удобства, можете начертить себе сами пустую таблицу времен, и заполнять ее, заполнять и еще раз заполнять. Самостоятельно по 5 шагам.

Я вам гарантирую, что осмысленное построение времен намного эффективнее, так как вы рассчитываете не только на память, которая иногда имеет свойство подводить, а еще и на логику.

Пример таблицы времен для самостоятельного заполнения. Стройте всегда с несколькими подлежащими: she/ we/ I, чтобы видеть, как изменяется глагол.

Реальные времена/типы действийSimpleContinuousPerfectPerfect-ContinuousPast/ПрошедшееPresent/НастоящееFuture/Будущее

Друзья, я очень рада, что вы прочли мою статью и надеюсь, что она была для вас полезной.

Как выучить таблицу времен английского языка – ТОП 4 секрета полиглотов!

Итак, задача этой статьи – научиться строить английские времена. А значит – выучить таблицу времен. Мы с вами уже поняли, что заучивать глазами – не эффективно, и быстро забудется. Но если мы будем использовать все имеющиеся у нас ресурсы и каналы памяти, то с этой задачей можно таки справиться.

-14

Как же нам выучить таблицу времен английского языка, чтобы больше никогда о ней не думать?

Шаг первый. Нужно запомнить 4 инфинитива, и понять, как их можно прогонять по временам — прошедшему настоящему и будущему. Это еще пока что — логика. Но одной логикой сыт не будешь — нужно подключать память.

Шаг второй. Нарисуйте себе 10-20 пустых таблиц, и возьмите любые глаголы и местоимения. Просто заполните 10-20 таблиц, каждая новая будет заполняться быстрее, быстрее и быстрее. Так вы поймете, и запомните, какие логические шаги вы делали.

Шаг третий. После этого нам нужно задействовать и звуко-речевую память, а не только логическую и визуальную. Нужно проговаривать все, что вы записали в свои таблицы, а также – инфинитивы с этими глаголами. Главное много и вслух.

Шаг четвертый. Если вы совсем герой — возьмите диктофон и все, что проговариваете, запишите на диктофон. Потом прослушайте 3 тыщи миллионов раз, и я вам обещаю, никогда вы больше не забудете, как строятся эти несчастные времена!

Кстати, подписывайтесь на мой инстаграм @natanevata и youtube - https://www.youtube.com/channel/UCK5bzC31YbsQPueyv7-sydg/videos?view_as=subscriber

Ваша, natanevata

-15