Изменения в Конституции, анонсированные президентом России во время обращения к Федеральному Собранию, многие связали с дальнейшими изменения принципа государственного устройства. Так ли это? Узнаем у инициатора изменений.
Сегодня президент России Владимир Путин на встрече с представителями общественности в Липецкой области получил из аудитории очень интересный вопрос, касающийся перехода от федерального устройства нашей страны к принципу парламентской республики, о которой говорят уже неделю, начиная с того дня, когда в Москве прошло обращение к Федеральному Собранию.
Комментируя подобные домыслы, российский лидер не исключил такой возможности:
«Теоретически — возможно. Целесообразно или нет — у каждого своё мнение на этот счёт. Я считаю, что нет», — сказал он.
Путин отметил, что отсутствие целесообразности объясняется внезапностью и новизной системы. По его словам, для правильного и стабильного функционирования, любой системе государственного устройства нужны годы для раскачки. В качестве примера Путин привел некоторые европейские партии, которые существуют столетиями и имеют определенный национальный уклад.
«Лучше не экспериментировать»
Собственно, вот зачем нам эта «парламентская республика»?!
Принцип устройства парламентской республики прост: всем заведует парламент, курирующий работу правительства. Где-то исполнительной властью является премьер-министр, а где-то – президент, но в обоих случаях кандидаты выносятся на голосование – и уже парламент решает на кого будут возложены соответствующие обязанности.
С федерацией чуть сложнее, но интереснее: вся страна состоит из федеративных образований, управляемых местными органами самоуправлениями, состоящими из администраций, профильных ведомств и подконтрольных им организаций. Федеральная же власть отдана Федеральному Собранию, состоящему из двух (как в России) палат - Нижней и Верхней. Нижняя в РФ - Госдума, Верхняя - Совет Федерации.
Именно потому, что Владимир Путин анонсировал расширение полномочий Госсовета и передачу ему части полномочий для управления страной, а также потому, что заходил разговор об отмене принципа «два срока подряд» для президента, многие подумали о готовящемся изменении государственного устройства с федеративного правления на парламентскую республику.
Путин подчеркнул, что создание института, руководящего президентом или премьер-министром в стране, где никогда не было подобной формы правления – губительно:
«Это будет двоевластие, абсолютно губительная ситуация для такой страны, как Россия».