В тему безопасности. Столкнулся я с видео провального лосиного теста Hyundai i30. Скоростное руление вызывает блокировку руля, и машина полностью теряет управление.
Объективно автомобиль в ходе манёвра стал неуправляемым и ушел на встречку. На видео хорошо виден этот момент когда резко возросшее усилие на руле не позволило пилоту завершить манёвр. При нормальной кинематике подвески (передний привод, не тяжелый ДВС, кастор до 10 градусов) отключение ЭУР на скоростях выше 40 км/ч не должно практически никак сказываться на управлении. На такой скорости (на видео 68 км/ч) при отключенном ЭУР (например вытащив предохранитель, хотя на этих скоростях на многих авто ЭУР сам отключается автоматически) автомобиль должен легко управляться. То, что мы видим на видео разительно отличается от ожидаемого поведения.
Что пишут журналисты:
Сотрудники издания Teknikens Varld провели так называемый "лосиный тест", в ходе которого обнаружилась критическая уязвимость рулевого управления i30. Для теста использовался Hyundai i30 1.6 CRDi с автоматической коробкой передач с опциональными 17-дюймовыми колесами обутыми в летние шины Hankook Ventus Prime 2 размерностью 225/45 R17. Скорость автомобиля 68 км/ч. Напомним, данное испытание представляет собой упражнение на скоростное маневрирование, имитирующее объезд неожиданно появившегося на дороге препятствия (например, лося).
Эксперты выяснили, что аварийное маневрирование на Hyundai i30 второго поколения вызывает полную блокировку руля, и автомобиль полностью теряет управление. Тест повторили четыре раза, результат оставался стабильно негативным.
Возникла масса вопросов как так. В том числе вспомнился скандал с «махачкалинскими ЭУРами» по которым в интернете ничего достоверного найти не удаётся. Зато нашлось по корейским средствам передвижения и нашлось то, что я понять не в состоянии. У очень многих людей много раз во время движения возникает блокировка руля. Ошибка не фиксируется. Дилеры ничего не делают. А люди зная о риске как то находят в себе силы каждый день садиться за руль авто который может их убить в любой момент. Ниже скрин нескольких сообщений только с одного форума. Проблема судя по сообщениям характерна для Hyundai i30, Kia Ceed, Hyundai Verna, Kia Sportage, Hyundai Elantra и хрен пойми чего еще.
Тема Блокировка руля при повороте на Форуме клуба Hyundai i30, уже 18 страниц.
Из самого треша, выписка из мануала:
Усилие, необходимое для управления рулевым колесом, может внезапно возрасти, если функционирование системы рулевого управления с электроприводом остановлено для предотвращения серьезных аварий при обнаружении неисправности данной системы самодиагностикой рулевого управления.
(Инструкция по эксплуатации Kia Soul, Hyundai ix35 и т.д.)
Кто то может скажет: "проблем с безопасностью не было" (<- это реальный комментарий). Да, конечно. Вот только если вам конкретно не известны случаи ДТП по этой причине — это еще не значит, что их нет. Вылетит автомобиль в повороте. Пойми потом почему он под грузовиком оказался… и формулировочка "не справился с управлением". Если жив остался, компенсация и подписка о неразглашении.
Моё внимание Hyundai i30 привлёк только как случайный объект позволяющий продемонстрировать уровень косяков которые прощает наш потребитель иностранным автопроизводителям пребывая в самоненавистническом мороке (Форд к примеру ничем не лучше). В этом состоянии люди готовы прощать и оправдывать буквально всё. Комментируя видео пишут:
"Где была потеря управления? Автомобиль после маневра практически не потерял прямолинейную траекторию. Посмотрите внимательно, водитель резко поворачивает руль влево, затем вправо, провоцируя занос и выход из него, при этом руль автоматически пытается вернуться в нулевое положение. Это абсолютно нормально для правильно настроенных углов сход-развала колес."
"Судя по видео снаружи так же сработала система динамической стабилизации, которую отключить явно не удосужились. И кстати, правильно сделали. Электроника до последнего не давала водятлу совершить глупость, как бы он не пытался двумя руками увести авто с прямой траектории и спровоцировать занос."
Круто? Один я дурак считаю, что автомобиль должен был следовать криволинейной траектории согласно командам пилота? Не препятствовать процессу управления, не думать и решать за водителя куда ехать, а выполнять команды пилота. Однако потребитель считает, что система динамической стабилизации лучше водителя знает куда стоит ехать.
Что же до балки, то вот еще один комментарий:
"Я прекрасно понимаю косяк разработчиков. Для меня как клиента главное реакция компании и методы ее решения. А не как на вазе. Проблема есть, ну это нормально."
Более пяти лет корейские производители выпускали решение абсурдное с инженерной точки зрения в виде задней подвески Соляриса, Рио, Церато, Элантра и Соул. И по ходу выпуска и рестайлов принципиально проблему не решали. Подвеска как не работала, так и… не работала. Установленный косо амортизатор не может работать принципиально, как ты не меняй пружины.
Решение проблемы от производителя — это новый автомобиль. Прекрасный метод. Ничего не скажешь. Хотя зная особенности инженерной так сказать школы южной Кореи не удивляешься бездумным экспериментам на лохах-покупателях. Удивляешься этим самым лохам со стокгольмским синдромом оправдывающим отсутствие инженерной мысли, экспертной оценки решений, ходовых испытаний и банально совести производителей говна в конфетном фантике.
Ваз имеет куда меньшие проблемы с ЭУР в силу хотя бы более мощного генератора. ЭУР имеет запас по току достаточный для выполнения упражнений переставка и рывок руля. А ЭУРы на i30, Сиде, Спортаже и многих других корейцах вырубаются блокируя управление при обычной эксплуатации без каких бы то ни было нагрузок.
Инцидент с ЭУР Калины расследовали. Причину блокировки руля выясняли… это замок зажигания и автозапуск… люди забывали снять руль с замка и он срабатывал (в том числе и журналист сел в заведённую машину и не озаботился положением ключа в замке). Несмотря на это эпопея с проверкой и отладкой ЭУРов продолжилась и менее чем за 5 лет было несколько смен поставщиков. В том числе под смену пошел и корейский редукторный Mando.
А корейцы что то сделали для решения своей проблемы ЭУРов? Гарантийные замены узлов в сборе проблему не решали. Может дело в датчике скорости или не правильной кинематике подвески? Глюк датчика будет менять характеристику ЭУР. Или дело в недостатке тока и ЭУР просто отключается при просадке? Есть какие то данные? Известен ли метод решения проблемы от Hyundai/Kia или такого вот потребителя он устраивает вне зависимости от того в чём он состоит? С чего вдруг у нашего покупателя такой кредит доверия к иностранным бракоделам?
И вы знаете, звучит ответ от этих самых покупателей. И звучит он как то так: "Не покупаю ВАЗ что бы не поддерживать воров живущих на дотации. ВАЗ убыточен."
Даже если убрать за скобки нелогичность такого ответа в сугубо техническом вопросе обеспечения безопасности эксплуатации источника повышенной опасности, возникает вопрос: "А убыточен АвтоВАЗ для кого?" Для потребителя который получает за меньшие деньги более упакованный и дорогой по начинке продукт или для самого завода? Для потребителя то ведь это дисконт, разве нет?
Для государства тоже убытков нет, ведь все инвестиции возвращаются в бюджет преумноженными. Пока ВАЗ использует свои платформы он даёт мощнейший кумулятивный эффект для экономики страны. Для производства он закупает компоненты у российских заводов которые платят НДС и зарплаты людям, оплачивают электричество и отопление, обновляют основные фонды и компенсируют амортизацию оборудования, создают внутренний спрос на наше же сырьё. Рабочие места — это возврат налогов и сокращение пособий по безработице, снижение криминала, рост продолжительности жизни и т.д. и т.п. Именно по этому категорически не стоит ВАЗу лепить иномарки со своим шильдиком. Свои платформы — это свои рабочие места, компетенции и далеко идущие производственные цепочки.
А пошлины как раз в интересах иностранных промсборок. Которые, вот сюрприз, имеют больше преференций и дотаций чем АвтоВАЗ: налоговые льготы, беспошлинный ввоз компонентов, сокращение страховых отчислений, дотации и компенсации логистических затрат. Всё это не рыночные методы повышения конкурентоспособности иностранного производителя. На этом фоне АвтоВАЗ кормящий куда больший штат своих сотрудников и производства-смежники не имея подобных преференций был в ущемлённом положении.
И при этом не гнал брак подобный корейским ЭУРам и не рабочим задним балкам. А так же сохранял цены на свою продукцию на куда более низком уровне нежели конкуренты. Если кто то решит сравнить рентабельность автопроизводств, то пусть сравнит цены и комплектации/тех.исполнение к примеру Hyundai Solaris и Лада Калина:
С кем не спорь, каждый видит ровно то, что хочет. Вазовских машин на рынке России больше чем каких бы то ни было других. Например Лада Приора выпустили более 900 000 штук, Лада Калина более 1 000 000. Если у кого то возникла проблема, то он всегда может найти других таких же кому не повезло. Просто потому, что таких авто очень много. Во что верить и что видеть — выбор каждого. Я стараюсь видеть всё и не верить никому на слово. Я вижу и надёжные ВАЗы у тех кто просто ездит и обслуживается у дилера, двигатели выхаживающие по 100 т.км. в условиях соревнований и, для примера, "бедовые" экземпляры у тех кто не верит в гарантию и "обслуживает" авто в гаражах или сам.
Моё мнение состоит в том, что автомобиль должен в первую очередь уметь ездить, а свистелки с перделками (кстати добавили с последним апдейтом в Tesla) сугубо вторичны. Я писал об этом. Выбирая между современным авто склеенным из листов жести тоньше пивной банки и не умеющим когда надо ездить прямо или поворачивать, что компенсируют ESP и задушенным двигателем, и пускай даже не современный по маркетинговым соображениям автомобиль с честной и понятной работой всех узлов, я выберу "олдскул". И я очень рад, что его всё еще производят. Лучше 4500 точек сварки кузова Лада Калина выполненные роботами, нежели 1600 (половина вручную) у Hyundai Solaris. Лучше кованые рычаги подвески вместо листовой штамповки. Лучше гидрокомпенсаторы и чугунный блок нежели регулировка шайбами в алюминиевом который чудом оказывается не легче *sic*. Продолжать можно очень долго.