75 лет со Дня освобождения Красной армией польской столицы
Варшава была взята немцами после осады 28 сентября 1939 г. За время оккупации варшавяне дважды поднимали восстания. В 1943 г. восстало Варшавское гетто, а в 1944 г. восстало польское население столицы. После подавления этих восстаний немцы уничтожили до 84% строений города (90% промышленных строений, 90% памятников архитектуры, 72% жилого фонда). За время войны погибло 800 тыс. жителей Варшавы, в том числе 350 тыс. евреев и 170 тыс. погибших во время восстания 1944 г.
17 января 1945 г. Красная армия освободила от гитлеровцев Варшаву. Эта операция стала одной из самых успешных и продуманных за всю войну — войскам понадобилось всего несколько дней после начала наступления, чтобы овладеть столицей Польши.
Замысел советского командования состоял в том, чтобы в ходе «Варшавско-Познанской» операции расчленить противостоявшую группировку противника и разгромить ее по частям.
По плану Ставки Верховного Командования 61-я советская армия наносила главный удар. Опираясь на плацдармы у Варки и Пулав, она должна была отбросить противника и выйти на Гродзиск и Маджарин. 47-я советская армия после форсирования Вислы, обходя Варшаву, наступала в направлении Блоне.
«Варшавско-Познанская» операция войск 1-го Белорусского фронта началась внезапной атакой ранним утром 14 января. В течение часа передовые батальоны продвинулись уже на 2–3 км, не встречая организованного сопротивления. Активное участие в освобождении Варшавы приняли польские войска. Но, по договоренности с советским командованием, 1-я армии Войска Польского должна была начать атаку только на четвертый день наступления — т. е. 17 января. Этот день позже был записан в историю, как День освобождения Варшавы. Справа от 1-й Польской армии находилась 47-я советская армия, слева — 61-я. Этот комбинированный удар с флангов зажимал Варшаву в гигантские наружные клещи и угрожал полным окружением всей гитлеровской группировке. Внутренние клещи должны были создать части 1-й Польской армии.
14 января 1945 г. — первый день «Варшавско-Познанской» операции
В ходе наступления войска 5-й Ударной и 8-й гвардейской армий 14 января продвинулись до 12 км, а войска 61-й армии форсировали по льду реку Висла и вклинились в оборону врага на глубину до 3 км. Вот что рассказывает об этом ветеран Великой Отечественной войны Иван Алексеевич Бригида: «Лед на реке был некрепкий. Когда пошли по нему, не выдержал, затрещал. Растерялись, основная масса повернула обратно».
Иван Бригида, старшина Жуков и еще четверо бойцов вырвались вперед и достигли противоположного берега. Немцы, видя, что наступление идет большими силами, сначала отступили без боя.
«А когда они заметили, что у нас произошла заминка, вернулись в свои траншеи, открыли по нам огонь. У нас был трофейный немецкий пулемет, и мы отбили атаку. В это время наши предприняли еще одну атаку. Мы обезопасили их прорыв на занятом участке своим огнем», — говорит ветеран войны.
За геройские действия при форсировании Вислы старшина Жуков получил звание Героя Советского Союза, а Иван Бригида — орден Славы II степени.
15 января — второй день «Варшавско-Познанской» операции
15 января соединения 1-й гвардейской танковой армии вышли к р. Пилица. 11-й и 9-й танковые корпусы к утру 16 января освободили Радом. 47-я армия, перейдя в наступление 16 января, отбросила противника за Вислу и с ходу форсировала ее севернее Варшавы. В тот же день в полосе 5-й Ударной армии была введена в прорыв 2-я гвардейская танковая армия, которая, совершив за день стремительный бросок на 80 км, вышла в район Сохачева и отрезала пути отхода варшавской группировке противника.
Немецкие войска, пытаясь сдержать натиск советских войск, применили варварскую тактику взятия в заложники сотен мирных жителей Польши.
Костел и 300 заложников
На подступах к Варшаве бойцы 260 саперной дивизии узнали от перебежчика о том, что фашисты согнали в костел более трехсот поляков и готовятся к их уничтожению. В операции по освобождению заложников принимал участие Иван Бригида.
«Мы прошли по болоту незамеченными. В городке без особого труда нашли костел, смотрим, охрану несет один часовой. Бесшумно сняли его, сломали замок, открыли дверь и говорим полякам: «Выходите, только тихо, без шума», — вспоминает ветеран.
Но возбужденные своим спасением поляки с криками радости бросились благодарить советских солдат. Немцы немедленно открыли огонь и по мирным жителям, и по бойцам Красной Армии.
«В этом бою я потерял своего лучшего друга Петра Романова. Мы с ним воевали с июня 1941 года», — говорит Иван Бригида.
16 января — третий день «Варшавско-Познанской» операции
16 января 1945 г. в 7 часов 55 минут польские и советские части приступили к артподготовке на варшавском участке фронта. Ясно видимые с командного пункта польские солдаты, рассыпавшись цепью, бежали вперед, не залегая. Противник открыл по ним хаотический огонь. Снаряды рвались на реке, взламывая лед. Но к этому времени передовые подразделения уже вышли на левый берег и начали штурм дамбы.
Командование бросило на поддержку им эскадроны с правого берега. Лед потемнел от множества людей. Над рекой зазвучал передаваемый с командного пункта по радио польский национальный гимн. Еще минута — и красные полотнища эскадронных знамен затрепетали на вершине дамбы.
Через час поляки захватили деревни Чернидлу и Цешицу. А к вечеру головные эскадроны начали уже продвижение на Езерную. В течение ночи уланы заняли еще несколько деревень: Опачь, Бенькова, Копыты, Беляева, Оборы, Пяски. Это был успех.
Сопротивление немцев на обоих флангах было сломлено. Советские танки «резали» коммуникации в глубоком тылу 9-й немецкой армии. Фронт противника дрогнул и заколебался. По сути дела, Варшавская операция была уже выиграна частями Красной Армии. Понимая невозможность удержать Варшаву, гитлеровцы стали постепенно выводить свои гарнизоны из городских районов Лазенок, Жолибожа, Влох и центра города.
17 января — четвертый день «Варшавско-Познанской» операции
В ночь с 16 на 17 января главные силы 1-й армии Войска Польского перешли Вислу по льду и наведенным мостам. С островков двинулись вперед спешенные взводы. С берега через их головы ударила артиллерия. Заработали минометы.
К рассвету 17 января польские войска ворвались в Езерную и взяли под свой контроль скрещение прибрежных шоссейных дорог на Варшаву. Ранним утром над гитлеровскими позициями в Варшаве появились советские и польские самолеты. Ожесточенные схватки в самой Варшаве разыгрались на ул. Маршалковской и на ул. Тамка, в районе Главного вокзала. В 10 часов утра над развалинами Главного вокзала взвился бело-красный флаг.
А в 14 часов 17 января командарм 1-й Польской армии генерал Поплавский смог послать Временному польскому правительству в Люблин историческую телеграмму: «Варшава взята!». На улицах Варшавы стихийно возникали митинги. Польские солдаты горячо обнимали проходивших по улицам советских солдат. У костела святого Вавжинца хор пел «Варшавянку».
Потери советских войск за время «Варшаво-Познанской» операции составили более 43 тыс. человек убитыми и пропавшими без вести.
Войскам, участвовавшим в боях за освобождение Варшавы, приказом Верховного Главнокомандования от 17 января 1945 г. объявлена благодарность и в Москве дан салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий.
Медаль «За освобождение Варшавы»
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 г. была учреждена медаль «За освобождение Варшавы». Ею награждались непосредственные участники героического штурма и освобождения Варшавы в период 14–17 января 1945 г., а также организаторы и руководители боевых операций. По последним данным, медалью «За освобождение Варшавы» были награждены 701 тыс. 700 человек.
«Взятые» и «освобожденные» европейские города
Награды за освобождение семи крупных европейских городов подразделялись на две категории: на одних значилось «за взятие», на других — «за освобождение».
На вопросы телеканала «Звезда» об отличии формулировок советских наград ответил автор книги «Награды Второй мировой войны», кандидат исторических наук Дмитрий Суржик.
«Вражеские города, то есть города, находящиеся непосредственно на территории Третьего рейха или государств-союзников фашистской Германии, брали. Ну, а города, которые были оккупированы немцами, — освобождали», — пояснил историк.
Территория Польши была оккупирована, и немецкие войска в Варшаве оказали несущественное сопротивление. «Именно сила сопротивления и участие местного населения в борьбе с гитлеровскими войсками и учитывались руководством СССР» — утверждает Д. Суржик.
Это рассуждение имеет один изъян — Прагу, мирно присоединенную к Германии, и входившую в состав самого Рейха, наши войска почему-то «освободили», а не «взяли».
Освобождение же Варшавы было встречено частью польского населения не вполне дружелюбно.
«Из воспоминаний об этом одного из ветеранов следует, что перед вступлением в Варшаву, в войсках был распространен секретный приказ об усилении бдительности. Я запомнил слова участника войны: «Входите в город, — одна рука свободна, а другая — на пистолете в кармане», — говорит Д. Суржик.
По словам историка Великой Отечественной войны, после освобождения Варшавы в городе были отмечены случаи продажи советским солдатам умышленно отравленных продуктов.
«Надо сказать, что после освобождения территории Советского Союза, и выхода наших войск к государственной границе, Главпуром (Главным политическим управлением) проводилась масштабная разъяснительная работа в войсках. Солдатам и офицерам разъяснялась необходимость «додавить» фашистов, и это требовало освобождения оккупированной территории Европы», — поясняет историк.
Сами военнослужащие Красной Армии, по словам Д. Суржика, получавшие медали «за взятие» или «освобождение», никаких претензий не предъявляли, и вопросов по поводу различий в формулировках не задавали.
В память о победе, и как символ боевой дружбы двух братских армий, в пригороде Варшавы был воздвигнут гранитный монумент. Поляки называли его «Братерство брони». На граните на двух языках — польском и русском — высечены слова: «Слава героям Советской армии — товарищам по оружию, которые отдали свою жизнь за свободу и независимость польского народа!»
Сегодня польское правительство называет освобождение Польши советскими войсками «новой оккупацией», пытается поставить на одну доску действия фашистской Германии и Советского Союза. Но из истории нельзя выбросить имена почти 580 тыс. советских солдат и офицеров Красной Армии, которые в 1944–1945 гг. отдали свои жизни за право поляков иметь свое государство.
Александр Паныч