Остин 2-й заготовки, Остин 2-й серии ( Austin model 1915) (условно принятые наименования)
Страна: Великобритания по заказу России
Производитель Austin
Год производства: 1915
Произведено: 60
Шасси: Austin 30HP
Экипаж 4/5
Масса: 3336 кг без вооружения,
Боевая масса 5,3 тн
Размеры: 4900х2030х2450
Бронирование: 7 мм
Вооружение: 2х7,62-мм пулемет Максим обр 1910 г.
Двигатель: 6,077 cm3, 50 л.с.
Броневики Остин, особенно после переделок на Ижорском заводе показали себя неплохо. Вместе с пулеметными Ижорскими броневиками они были единственными пулеметными машинами и российская армия решила не придумывать ничего нового, заказав вторую партию из 50 машин уже в апреле 1915 года. В этот раз так быстро как с первой партией не получилось, но уже в ноябре-декабре 1915 года броневики были поставлены, в том числе и дополнительно заказанные 10. Учитывая, что в основном война перешла в позиционную фазу, российский Генштаб считал, что машин уже достаточно, даже учитывая планировавшиеся на 1916 год наступления.
Главным отличием от машин 1-й серии было нормальное бронирование 7-мм виккерсовской сталью. Машины уже не нужно было бронировать. Для уменьшения нагрузки на шасси уменьшили длину бронекорпуса и оставили сзади только одну дверь. Мощность двигателя увеличили до 50 л.с. форсированием и расточкой цилиндров. Дополнительно по кругу забронировали все слабые места - переднюю рессору, нижнюю часть рамы, рессоры усилили и заменили, удлинили саму раму, увеличили на 50 мм - до 250 мм клиренс. Вооружение, как и для 1-й серии устанавливали в России.
Основными визуальными отличиями 2-й серии бронеавтомобилей Остин от 1-й было изменение бронирования кабины. Верхняя часть броневого щита стала наклонной, а нижняя откидная вертикальной. Уменьшилась высота кабины, теперь пулеметная башня могла стрелять над кабиной вперед. Сзади был на полметра укорочен бронекорпус. В изначальном варианте там была просто пустая площадка, в ходе доработок на этом месте расположили пирамидальную надстройку с дверями для экипажа и наблюдательным люком для второго постав управления.
Теперь из обеих башен можно было вести огонь вперед. Вместе с тем из-за укорачивания корпуса уменьшился объем боевого отделения и осложнился выход из машины, убрали нишу под запасные колеса и их пришлось перенесли внутрь машины. Броневики поступили в 1916 году в автопулеметные взводы, которые по штату должны были иметь по две пулеметные машины и одну пушечную. Всего в середине 1916 года в России было сформировано 47 таких подразделений. Перед отправкой на фронт на всех машинах были сделаны в корме дополнительные двери, в основном в виде выступающего клина.
Для движения задним ходом на крыше отделения управления смонтировали броневой колпак, в который между башнями можно было наблюдать за дорогой. В начале 1916 года в частях начали самостоятельно изготавливать приспособления для заднего поста управления, в основном это были дополнительный руль и тросовая передача вращения. Так как машины имели большой радиус разворота, да и под огнем противника это было делать не удобно, для последующих закупок была сформулирована задача обязательной комплектации боевых машин задним пунктом управления.
В июне 1916 года была проведена реорганизация бронеавтомобильных сил, было 12 броневых автомобильных дивизионов, по числу армий, броневзводы переименовывались в отделения. К началу наступления летом 1916 более половины боевых машин было в составе Юго-Западного фронта. Броневики 2-й серии воевали вплоть до конца Первой мировой и Гражданской, и в ходе потерь оказались почти во всех армиях воевавших стран: немецкой, болгарской, польской, румынской, австрийской.
К 1916 году автоброневые части российской армии были в основном сформированы и активно принимали участие в боях на всех участках фронта. Летом 1916 года ГВТУ все таки решило увеличить число автоброневых взводов до 70-ти и, учитывая машины в ремонте и боевые потери, было необходимо иметь к середине 1917 года еще 100% резерв. Итого было нужно было иметь 380 пулеметных и 180 пушечных машин. Для резерва по машинам Остин было заказано еще 60 бронеавтомобилей, которые уже строились с учетом замечаний по 2-й серии и были поставлены. Вот так примерно представляли бой Остинов на итальянской открытке времен 1-й Мировой, и были недалеки от правды.
В камне память о бронеавтомобиле 2-й серии сохранилась у Финляндского вокзала Санкт-Петербурга, где вернувшийся в блиндированном поезде из Швейцарии лидер партии большевиков выступал 3 (16) апреля 1917 года именно с крыши Остина выступал перед встречавшими его жителями города. Именно благодаря этому выступлению сохранился единственный реальный образец бронеавтомобиля Остин, правда другой серии и русского бронирования, но ведь главное что сохранился.
Источники:
фотографии на RC-forum.ru в основном взяты у участников: @slava и @alekse, не только имеющих фотографии, но и отлично ориентирующиеся в технике эпохи 1-й мировой
Коломиец M. - Бронеавтомобили Остин в России (Фронтовая иллюстрация. 2011 №3)
Коломиец М. Бронеавтомобиль "Остин". Предтеча бронетакновых войск России. Стратегия КМ. 2018
М.Баратянский. М.Коломиец. Бронеавтомобили "Остин", Приложение к МК №1 (10) 1997
А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов СВО Отечественные бронеавтомобили 1905 - 1941 - М.: ООО «Издательство «Цейхгауз»., 2007.
Коломиец М.В. Русские броневики в бою. Бронечасти Первой Мировой / Максим Коло- миец. – М.: Стратегия КМ : Яуза : Эксмо, 2013. – 176 с.: ил. – (Война и мы. Танковая коллекция).
Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и броне-поезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008.