Найти тему
Felix Polski

НОВАЯ РОССИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ СПИСАНА С ПОЛЬСКОЙ



НОВАЯ РОССИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ СПИСАНА С ПОЛЬСКОЙ

Прежде всего нам предстоит коротко остановится на том феномене, который многие историки называют «шляхетской демократий». Суть этой демократии, берущей свое начало в Древнем Риме, состояла в том, что польский король после реформ Казимира Великого и Генриха Валуа был лишен многих законодательных прав. Он не мог учреждать новые налоги, собирать войско, объявлять войну и заключать мир. Все это мог делать лишь польский Госсовет в лице Сейма. Эти неотчуждаемые законодательные права членов Госсовета были закреплена в Конституции «Ничего нового», принятой Сеймом в 1505 году. До сего дня польские историки – Краковской и Варшавской школ спорят: была ли шляхетская демократия благом для Польши? Или же упомянутая демократия привела страну к развалу. Оставим историкам эти споры, а нам предстоит двигаться дальше. Скажем лишь, что среди отклоненных шляхтой королевский проектов могли быть и не вполне удачные. В те же годы была проведена резкая законодательная черта, по одну сторону которой оказалась собственно Корона в лице самого короля и его двора, а по другую польская нация, интересы которой обязаны была защищать члены Госсовета и шляхта. Мещане и холопы были лишены возможности участвовать в делах государства. Для этого им требовалось вначале получить шляхетское достоинство. Понятно, что при таком повороте событий государственная казна постоянно пустовала, а магнаты, освободившие себя от уплаты всех видов налогов, стремительно обогащались за счет беспошлинной продажи природных ресурсов за рубеж. Такими природными ресурсами была, в частности, пшеница, в огромных количествах вывозимая в Англию. Польша вплоть до потери Восточной Украины кормила хлебом всю Европу.
Другим интересным моментом, сопутствовавшим принятию новой Конституции, можно назвать «Право пропинации», присвоенное Госсоветом представителям зажиточной шляхты. По этому праву каждый богатый шляхтич имел право в законодательном порядке обязать своих холопов выпивать определенный объем вина и водки в год. Недопитие каралось большим денежным штрафом. Все спиртное изготавливалось на частных винокурнях магнатов и реализовывалась через корчмы, содержателями которых были евреи. Ибо считалось, что христианин не мог спаивать христианина. За что евреи, спаивавшие христиан, подвергались гонениям. В действительности же и сами магнаты спаивали своих многочисленных гостей, среди которых были представители безземельной шляхты. В итоге поляк, будь то холоп, мещанин или шляхтич, переставал понимать другого поляка без бутылки вина. Эта славянская черта характерна и для России, в которой бутылка водки обрела функции переводчика. Если вино кончалось, то прекращалась и беседа поляков. Частыми сделались ссоры.
Стараясь сохранить взаимную преданность, представители шляхты стали обращаться друг к другу: «Пане браче». Именно отсюда берет свое начало русское слово «панибратство». Но эта лингвистическая деталь не страшна. Лишь бы, создаваемый в России Госсовет, не повторил печальной судьбы польских Сеймов, получивших неограниченные права на основе новой Конституции.