Найти тему

Что носила на шее сарматская царица?

Начало тут, тут и тут

Конечно же, жрицей сарматскую красавицу считают не просто так. Мы уже упоминали, что на шее царицы была массивная ажурная гривна с бирюзой. Известно, что больше таких гривен в мире не существует, она единственная и неповторимая. И изображён на ней определённый сюжет.

Гривна двухсоставная. Конец I – начало II в. н.э. Золото, бирюза Из собрания Ростовского областного музея краеведения
Гривна двухсоставная. Конец I – начало II в. н.э. Золото, бирюза Из собрания Ростовского областного музея краеведения

В центре гривны находится мужчина – то ли бог, то ли герой. Он сидит на коврике, в руках у него кубок, на коленях лежит меч в ножнах.

Гривна двухсоставная. Конец I – начало II в. н.э. Золото, бирюза.  Центральный фрагмент. Из собрания Ростовского областного музея краеведения
Гривна двухсоставная. Конец I – начало II в. н.э. Золото, бирюза. Центральный фрагмент. Из собрания Ростовского областного музея краеведения

А слева и справа от мужчины трижды повторяется сцена борьбы дракона с тремя странными существами, вооружёнными палицами и одетыми в доспех. Трёхпалые лапы, зубастые пасти и человеческие тела – понять, что за животные поучаствовали в создании этих существ, трудно. А вот дракон вполне узнаваем – это волк, только сильно вытянутый и с крыльями.

-3

Так что же это всё значит? Что за мужчина бездействует в центре, и что за сражения идут вокруг него?

Наиболее раннее изображение персонажа со скрещёнными «по-турецки» ногами происходит из Ирана и датируется IV–III тыс. до н.э. Кубки, подобные сосуду в руках мужчины, известны у скифов и сарматов. Немало их находили в погребениях сарматской знати и, скорее всего, использовались они как ритуальные сосуды. А вот подобные мечи в скифской и сарматской традиции не встречаются, это меч, опять же, восточный…

Гривна двухсоставная. Конец I – начало II в. н.э. Золото, бирюза. Фрагмент с мечом. Из собрания Ростовского областного музея краеведения
Гривна двухсоставная. Конец I – начало II в. н.э. Золото, бирюза. Фрагмент с мечом. Из собрания Ростовского областного музея краеведения
Меч племени сарматов или савроматов (акинак). Из собрания Бузулукского городского краеведческого музея
Меч племени сарматов или савроматов (акинак). Из собрания Бузулукского городского краеведческого музея

Главное, конечно, само сочетание меча и кубка – оно символизирует совмещение в герое двух функций: воинской и жреческой. И мужчина вовсе не бездействует, он медитирует. Более того – странные зубастые и трёхпалые персонажи, сражающиеся с драконом, скорее всего – символизируют самого героя, «выступают как его спутники или ипостаси». Перед нами – момент усмирения чудовища.

Ормузд (слева) борется с Ахриманом. Рельеф в Персеполе (XII–VI в. до н. э.)
Ормузд (слева) борется с Ахриманом. Рельеф в Персеполе (XII–VI в. до н. э.)

Зоя Сазонова

Окончание следует

Источники:

1. Гугуев В.К. Кобяковский курган (К вопросу о восточных влияниях на культуру сарматов I в. н.э. — начала II в. н.э.). // ВДИ. 1992. №4. С. 116-129

2. Медведев А.П. ОЧЕРК ЭТНОГРАФИИ САРМАТОВ. // Вестник ВГУ. Воронежский государственный университет, 2009. №2. // http://www.vestnik.vsu.ru/

3. Прохорова Т., Гугуев В. Богатое сарматское погребение в кургане на восточной окраине г. Ростова-на-Дону. // Известия Ростовского областного музея краеведения, вып. 5. 1988 г.

4. Прохорова Т.А. Погребение сарматской царицы из кургана №10 Кобяковского могильника. // Сокровища донских степей. Из собрания Ростовского областного музея краеведения. Каталог. 2018

Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ждём ваших комментариев!

Уникальное золото скифов – гривны, перстни, браслеты, драгоценная утварь, реконструкции царских костюмов – ждут посетителей на выставке «Сокровища донских степей», которая работает до 16 февраля в выставочном зале №1 Музейного центра «Палаты».