255 лет назад, 8 апреля 1764 г., в Петербурге у коллежского советника Петра Резанова и жены его Александры, урождённой Окуневой, родился сын Николай. Новость, как новость, скажете вы, что в ней важного?
Всё просто, мальчика Николая ждёт большое будущее. О нём будут слагать поэмы, писать стихи и романы на многих языках мира. А в современности даже появится мегапопулярная по сей день рок-опера. Энциклопедия «Британника» поставит этого мальчика в один ряд с Пётром I и Михаилом Ломоносовы, сочтя нужным добавить: «Ни один русский государственный деятель не приобрёл за границей, несмотря на вековую неприязнь и даже ненависть к России, такой трогательной симпатии, как он».
Так кто он такой, мальчик Николай? Ответ уместится в фразу из трёх слов: «Юнона и Авось». Догадались? Да, речь о Николае Резанове! Испанская красавица Кончита, Калифорния, любовь, трагическая смерть, «Ты меня на рассвете разбудишь...». Благодаря талантам поэта Андрея Вознесенского, композитора Алексея Рыбникова и режиссёра Марка Захарова многие уверены в том, что главным делом всей жизни Николая было именно посещение Калифорнии и роман с местной «первой красавицей».
Мария де ла Консепсьон Марселла Аргуэльо в действительности не стала любовью всей его жизни. «Любовь моя у вас в Невском под куском мрамора, а здесь следствие энтузиазма и новая жертва Отечеству. Контепсия мила, как ангел, прекрасна, добра сердцем, любит меня... Я плачу о том, что нет ей места в сердце моём... » Таковы строки из последнего письма Николая Резанова. Он тогда уже был тяжко болен, почти при смерти. Единственная его любовь уже почти пять лет лежала в Александро-Невской лавре под мраморной плитой. Жена Николая Резанова Анна, урождённая Шелихова, умерла в октябре 1802 г. от родовой горячки.
Да и визит в Калифорнию был скорее незначительным эпизодом. Своего рода разведкой. Потому что истинные задачи перед командором Мальтийского ордена, камергером двора императора Александра I стояли иные. О них вскользь обмолвился сам император спустя пять лет после смерти Резанова, в 1812 г., когда Наполеон предложил России мир на откровенно кабальных условиях. Александр I ответил так: «Я готов отступать хоть до Аляски, но такого мира не подпишу!».
Сказано красиво. Но, чтобы отступать до Аляски, нужно эту самую Аляску иметь в своём распоряжении. А для этого нужно хоть как-то о ней заботиться. Именно этим должен был заняться Резанов. Под эти цели и снаряжалась первая русская кругосветка 1803–1806 гг. Согласно записке Николая Петровича, поданной на имя императора, провизию, железо, порох и оружие доставлять на Аляску предполагалось не подводами, через бездорожье Сибири, а «морским путём кругом света».
Императору идея понравилась – он сам выступил материальным «интересантом» проекта, приобретя акций Российско-американской компании на 10 тыс. руб. И ещё на 5 тыс. купили акций члены его семьи. А во главе предприятия Александр I поставил Николая Резанова, которому кроме кругосветки и снабжения Аляски «Высочайше благоволил самое образование Российско-Американского края».
Иными словами, Резанов был отправлен в Америку как представитель императора с неограниченными полномочиями. И, прибыв на место, получил подтверждение от государя: «Намерения ваши я одобряю и не нахожу нужды снабжать вас новыми предписаниями».
О том, каковы были эти намерения, ярче всего говорят дела, которые Николай Петрович успел провернуть в регионе за несколько лет.
1) Сначала он восстанавливает на Аляске работу училища для мальчиков и основывает училище для девочек – без различия происхождения, и для русских, и для индейцев. Наиболее перспективных планирует отправлять в Москву и Петербург для продолжения обучения с условием возврата в Америку. Основывает больницу, снова общую. Учреждает суд, где заседали двое русских и двое туземцев под председательством русского чиновника – дело, по тем временам неслыханно прогрессивное.
2) Обнаружив, что русская колония на Аляске постоянно находится на грани голодной смерти, Резанов на свои деньги покупает шхуну «Юнона» и строит корабль «Авось». Формирует команду, вооружает её и совершает отчаянную поездку в Калифорнию. Где же ещё поблизости найти еду? Здесь он и знакомится с Кончитой. Но это не любовь. Он использует своё обаяние на благо родины. Резанову нужно добиться от её отца торговых привилегий и права на строительство русских укреплений. Спустя 6 лет, уже после его смерти, будет построен знаменитый Форт Росс. А изначальные планы Николая были ещё более дерзки: «Мало-помалу можем продвигаться далее к югу, к порту Сан-Франциско... Калифорнийский берег можно включить в число российских принадлежностей. Гишпанцы весьма слабы в краю сём».
3) Одной Америков активный Резанов не ограничился. Он собрался "очистить" Сахалин и Курильские острова от японцев: «Войти в губу Анива и, буде найдёте японские суда, истребить их. Что найдёте в японских магазинах, как то: пшено, соль, товары и рыбу, взять всё с собою. Строения сжечь. Людей, годных в работу и здоровых, взять с собою. Негодных отпустить на Хоккайдо, сказав, чтоб никогда они Сахалина как российского владения посещать иначе не отваживались, как приезжая для торга». Такова была инструкция отъезжавшего в Россию Резанова командирам кораблей «Юнона» и «Авось».
Дальше больше – строительство баз в Калифорнии, на Аляске и на Сахалине и превращение России в единственную реальную силу на севере Тихого океана. Вот вам и «Аллилуйя любви», как поётся в рок-опере «Юнона» и «Авось».
Интересно было узнать что-то новое о нашей истории? Тогда подписывайтесь на мой канал. Обещаю баловать самыми интересными фактами и историями, которые обязательно расширят ваш кругозор во многих жизненных сферах.
Ах, да, ещё праздный интерес: Что вы думаете о "русской Америке"? Хорошо, что мы оттуда ушли и тем самым дали ей поддаться техническому прогрессу и созданию "Голливуда" или лучше бы Россия была на трёх материках?