Тогда же во второй половине 60-х в Ленинграде стали открываться коктейль-бары. Это уже была какая-та совсем американская жизнь. Но в этих барах продавались только коктейли. Названия их я забыл напрочь. Если я иногда проникал в них с приятелями, то выкладывая за напиток что-нибудь около рубля мы старались выбрать коньячный коктейль покрепче.
Молодые люди потягивали противную жидкость через пластиковые трубочки и курили. Все это, конечно, было чудовищной пародией на западную жизнь. Но коктейль-бары пользовались бешеной популярностью. Попасть, допустим, в знаменитый бар гостиницы «Октябрьская» было практически невозможно без блата. Можно было простоять в очереди у дверей целый вечер. Иногда не в туристический сезон начинал торговать за рубли валютный бар ресторана «Садко» - он находился рядом с гостиницей «Европейская»
…Однако, я несколько отвлекся. Быт студента серьезно отличался от жизни советского школьника. Я научился пить черный кофе, и пью его до сих пор. Это горький, противный напиток, содержит в себе кофеин – вещество, которое подстегивает психику. Наркотик, одним словом, без которого легко можно обойтись. Но мода, черт возьми, за нее приходилось платить и привыкать к вредному пойлу!
Дома мама иногда кофе заваривала. Но это был долгий и неудобный процесс. Затем появился растворимый кофе – его я впервые увидел, приехав в гости к деду Северину Андреевичу. Помню, как на глазах у изумленной родни дед открывал серебрящуюся круглую банку, доставал чайной ложкой коричневый порошок, ссыпал его в чашку и заливал кипятком. Порошок мгновенно превращался в напиток, и родня восхищенно вскрикивала. Кажется, банка растворимого кофе стоила шесть рублей. Довольно дорого.
Уже став студентом, я оказался у приятеля-однокурсника дома. Он поставил запись сложной тогда для моего восприятия пластинки «Биттлз» «Сержант Пеппер лонли хатс клаб бэнд» и стал угощать кофе. Насыпал две ложки порошка. Насыпал ложку сахарного песка. Капнул кипятка. И стал содержимое чашки растирать ложечкой до нужной консистенции.
- Зачем ты это делаешь? - спросил я.
- Сейчас увидишь. – ответил приятель.
Постепенно приготовляемое месиво стало светло-коричневым. Приятель налил в чашку кипяток – на поверхность всплыла светлая пенка.
Богемная процедура была соблюдена.
Первые агрегаты для заваривания кофе прибыли в Советский Союз из Венгрии. Они сразу завоевали город, появились во многих местах, изменив регулярную жизнь населения. Постепенно сформировалась привычка назначать встречи в кафе. Появились и популярные в Ленинграде места со своей внутренней драматургией. Думаю, пришла пора достать из памяти то, что от личного прошлого осталось.
...В Ленинградском государственном университете, где я начал учиться, находилось множество общепитовских точек, где между лекций, а иногда и вместо них, толклись студенты. Имелась кофейня на историческом факультете. Когда вы поднимались на второй этаж, то следовало не сворачивать направо в коридор, а проследовать налево. Это была своеобразная рекреация перед большим амфитеатром, где однажды выступали «Поющие гитары» с молодой Пьехой. Кстати вспомнилось – в самом начале коридора в явно дереволюцинной золоченой раме располагался портрет Карла Маркса. Им, похоже, заменили кого-то вроде государя императора Николая Второго. Но в кофейне исторического факультета имелись только высокие столы, тут компании не задерживались. Со всех факультетов парни старались выкроить время и зайти на филфак, где учились первые красавицы университета. За Двенадцатью коллегиями главного корпуса имелась студенческая столовая с кофейным залом. Но самым популярным среди продвинутой, так сказать, молодежи местом считалась, несомненно, «Академичка».
Столовая Академии наук открывалась рано утром и работала до 17 часов. Старинные и мощные ее двери находились рядом с входом в петровскую Кунсткамеру. Работала столовая демократично – туда заходили перекусить и туристы, вышедшие из соседней Кунсткамеры, насмотревшиеся на заспиртованных уродцев, которых в свое время Петр Великий покупал в Европе за бешеные деньги. В большом зале столовой все сидели вперемешку – преподаватели, студенты, турики. Для профессуры имелся отдельный зальчик. Но знаменита была «Академичка» своим кофейно-пивным залом слева от входа…
Продолжение тут
- Предыдущая глава
- Спасибо, что дочитали до конца! Если тебе, читатель, нравится, жми палец вверх, делись с друзьями и подписывайся на мой канал!