Иногда мне хочется вернуться в прошлое, встретить себя до рождения детей, всю такую занятую и уставшую, и хорошенечко врезать ей.
Знаете какую книгу я прочитала, когда была беременна в первый раз? Хит от Масару Ибука "ПОСЛЕ ТРЕХ УЖЕ ПОЗДНО". Пока у меня не было детей, информация из этой книги мне казалась просто восхитительной! Там любящие родители целыми днями занимаются с детьми, а годовалые играют на скрипке и говорят на иностранном языке. Звучало очень заманчиво. А главное - легко! Просто занимайся со своим ребенком, и он вырастет гением!
А потом родился Никита. Он не спал, орал, не брал грудь, мучался от коликов, от прорезывания зубов. Точнее он спал - после двухчасовых укачиваний у меня на руках и примерно двадцать минут. После чего просыпался, орал и нужно было снова укачивать. Мы с мужем естественно тоже не спали, не успевали есть... Мы скатывались в огромную депрессию под названием "Дети - ожидание и реальность" Каждый день я плакала - то от усталости, то от взрыва послеродовых гормонов, то от беспомощности в попытках что-то изменить
Но паралельно с этим я вспомнила о той книге, где "после трех уже поздно" и испытывала огромное чувство вины - ведь пока у других родителей дети с трех месяцев разучивали карточки со словами, а в год уже говорили на двух языках и играли на скрипке, я просто пыталась выжить. Пыталась хоть немного поспать, пыталась улыбаться, когда малыш истерит часами. Какие там скрипки и языки? Не хватало сил и времени даже на первичные человеческие потребности.
Но я все думала о том, сколько же всего я опускаю. Ведь после трех уже поздно!
И вот я уставшая, мучала невыспавшегося ребенка чтением Пушкина в три месяца, водила на развивающие занятия, в полтора таскала по неврологам и педиатрам с просьбой "СДЕЛАЙТЕ ЧТО_НИБУДЬ, ЧТОБЫ ОН ЗАГОВОРИЛ"
Помимо интеллектуальных навыков я пыталась его воспитывать. А как же без этого? Должен же ребенок в год знать слово "Нельзя"! Должен же уже писать на горшок и собирать свои игрушки.
И только потом, через несколько лет, я узнала, что очень многое ДО ТРЕХ ЛЕТ ЕЩЕ РАНО!
Я глубоко убеждена, что новоиспеченные родители должны пустить все свои силы не на воспитание и развитие ребенка, а на собственную адаптацию в новым условиям жизни.
Вот первоначальные задачи:
- Налаживание сна ребенка.
- Налаживание сна родителей
- налаживание грудного (искусственного) вскармливания
- Налаживания отношений между супругами( ведь 40% разводов приходиться на первые годы после рождения ребенка)
Поверьте, если вы освоите эти четыре пункта, то ваш ребенок сам собой, без всяких карточек и скрипок, будет отлично развиваться согласно своему возрасту. Его мозг будет достаточно отдыхать во время сна, нервная система не будет перегружена, его тело будет получать качественное питание, его родители будут счастливыми и любящими, они будут с удовольствием проводить время с малышом, от души с ним играть и веселиться, играть, носить на руках и целовать. и больше ничего для развития грудничку не требуется!
Сон, питание и любовь - вот формула, как вырастить гения. А не английский, скрипка и карточки Домана.
Очень показательный эксперимент провел Гарольд Скилз с двумя группами умственно отсталых детей из специального детского приюта. Малышей экспериментальной группы в возрасте трех лет отдали на попечение умственно отсталых женщин из другого специального учреждения, причем каждого ребенка со своей "мамой" поместили в отдельную палату. В течении полутора лет Коэффициент умственного развития детей с экспериментальной группы вырос ( с 64 баллов до 92), тогда как в контрольной группе он снизился на 26 баллов. Что могли делать умственно отсталые мамы для своих "приемных" детей? Они просто проводили с ними большую часть времени, играли, разговаривали, нянчились. Исследователи сделали вывод, что для развития ребенка важны гне столько интеллект и квалификация взрослых, с которыми они общаются, сколько теплое, внимательное, заинтересованное отношение - тесня эмоциональная связь. Именно живое общение с любящим взрослым дает все самое необходимое не только для эмоционального благополучия младенца и его психологического комфорта, но и для развития его интеллекта. Никакие развивающие игрушки, никакие методики не заменят в младенчестве ни нежных рук, ни ласкового взгляда мамы.
"А как же воспитание? Ребенка же надо воспитывать! Иначе он не слушается" - скажите вы. Открою небольшой секрет - ребенок до трех лет просто физически не может вас слушаться.
Ведь у ребенка до трех лет не созрели в мозге лобные доли, отвечающие за самоконтроль. Частично они созревают после трех лет, а полностью годам к двенадцати. Да что говорить о детях - многие взрослые люди не имеют самоконтроля, и мы все таких знаем.
До трех лет ребенок не понимает связку "причина-следствие", не имеет абстрактного мышления, не может контролировать себя и свои действия.
То есть ребенок будет вас понимать, кивать, соглашаться, а потом все равно делать по своему.
Непослушание до трех лет - это не плохое поведение, не вредность, не манипуляция. Это просто не зрелый мозг.
Итак что до трех лет еще рано? Читать, писать, учить языки! Многочисленные исследования показывают, что кора головного мозга перегружается, и эта не своевременная нагрузка "истощает" другие отделы мозга, которые в этот момент находятся в стадии активного развития.
Последствия раннего развития, с которыми все чаще сталкиваются специалисты: у здорового и интеллектуально развитого ребенка в семь лет "вдруг" появляются энурез, навязчивые движения, тики, страхи, а у подростков - абсолютная пассивность и нежелание учиться.
А вот на что действительно нужно сделать упор до трех лет:
- На гармоничное грудное (искусственное) вскармливание, а в дальнейшем - на нормальное питание взрослой едой
- На выстраивание режима и качественного сна. Потому что именно во сне мозг ребенка лучше всего развивается
- На качественный сон родителей. Потому что при недосыпе выделяется много гормона кортизола (гормон стресса), который делает нас раздражительными, злыми, агрессивными. А разве могут раздражительные и злые родители нормально общаться с ребенком?
- На отношения родителей между собой. Спокойный эмоциональный фон в семье крайне важен для гармоничного развития ребенка.
И когда вы все вышеперечисленное выстроили, тогда пускайте силы не на интеллектуальное , а на физическое развитие малыша. Нет, нет, мы не имеем в виду профессиональный спорт. Мы про навыки ползать, ходить, прыгать, шагать по лестнице, бегать, есть ложкой, пить из трубочки и т.д. По большому счету этим даже заниматься специально не надо. Если ребенок сыт и спокоен, то он сам везде будет пытаться залезть, запрыгнуть, во всем поковыряться, а вы просто не будете его одергивать, ведь вы выспавшиеся и счастливые родители.
Ваша генеральная задача до трех лет - обеспечить ребенку возможность двигаться и изучать окружающий мир. Вместо того чтобы без конца "развивать" ребенка, показывая ему карточки, лучше просто быть с ним, носить на руках и наслаждаться общением.