В Красноярскам крае стала складываться определенная судебная практика. Отказывая в привлечении ответчика к гражданско-правовой ответственности, суды сослались на несоблюдение истцом требований ГОСТ 31861-2012 при отборе проб сточных вод, а именно – на отсутствие обязательной программы исследований (пункт 3.2 указанного ГОСТ).
Согласно пунктам 3.1, 3.2 ГОСТ 31861-2012 целью отбора проб является получение дискретной пробы, отражающей качество (состав и свойства) исследуемой воды.
Отбор проб проводят, в том числе, для исследования качества воды для принятия корректирующих мер при обнаружении изменений кратковременного характера; исследования качества воды для установления программы исследований или обнаружения изменений долгосрочного характера. В зависимости от цели и объекта исследования разрабатывают программу исследований и, при необходимости, проводят статистическую обработку данных по отбору проб по приложению А. Состав и содержание программы в зависимости от исследуемого объекта - по ГОСТ 17.1.5.05, ГОСТ 17.1.3.08.
Таким образом, составление программы исследований при отборе проб предусмотрено лишь только в случаях прямо определенных ГОСТами: при обнаружении изменений кратковременного характера, для установления программы исследований или обнаружения изменений долгосрочного характера. В случаях возникновения аварийных сбросов и выбросов загрязняющих веществ указанные требования по составлению программы исследования не предусмотрены (абзац 7 преамбулы ГОСТ 17.1.5.05).
Кассация отметила, что отбор проб производился с целью фиксации факта изменения состава воды при несанкционированном сбросе сточных вод.
Следовательно, выводы судов о наличии у истца обязанности по разработке программы исследований сделаны при неправильном истолковании норм материального права.
Дело А33-26746/2017