Найти тему
ЕСТЬ ЧЕ ПОСМОТРЕТЬ?

Ирландец: точка в гангстерском жанре или старая гвардия в сборе

Фильм основан на книге Чарльза Брандта «Я слышал, ты красишь дома» («I Heard You Paint Houses»). На сленге американской организованной преступности человек, красящий дома, – это киллер.

Мартин Скорсезе — великий и эпохальный режиссер. И вот, эта самая «эпоха» заканчивается прямо сейчас. Так больше никто не снимает и, совершенно точно, не снимет никогда. Зритель наблюдает закат того великого, что не стыдно назвать «Кино» с большой буквы. То что привнес Скорсезе в мир кинематографа и, автоматически, в жизнь и мировоззрение каждого зрителя, тяжело описать словами. Вы просто вдумайтесь: такое кино как «Ирландец» выходит в эпоху, когда чувство ритма, адекватного морального выбора и сценарная составляющая отсутствуют напрочь в большей половине фильмов, а крупные компании просто стремятся максимально заработать, харкая зрителю в лицо. Чудо, что вообще этот проект состоялся и мы можем наблюдать его на экране вместе с Де Ниро, Пачино и Пеши.

Картина рассказывает нам о жизни одного из самых брутальных и жестоких мафиози — Фрэнке Ширане. Повествование полностью ведётся от имени главного героя. И мы слышим его мысли и рассуждения о том, по истине кровавом времени, когда тебя могли безнаказанно выстрелом в лицо лишить жизни. Постоянные разборки, устранение конкурентов, сбор дани — основные элементы времяпрепровождения гангстеров того времени. Фрэнк же, по всем канонам жанра, начиная с низов, добивается уважения и определенного статуса в семье.

-2

Основным в картине является демонстрация человеческой совести и то, насколько она может быть гибка, когда речь идёт об убийствах. Сначала персонаж, бывший военный, воспринимает это все как боевые действия, приказ, который нельзя не выполнить. Но с течением времени, Ширану все труднее и труднее становится это делать, и в итоге — его начинают посещать мысли о том, что он делает не так. Ключевым фактором становится ситуация, где Фрэнку нужно убрать его лучшего друга — лидера профсоюза Джимми Хоффа.

Если сравнивать фильм с теми же «Славными парнями», то темп и передача эмоционального фона зрителю сильно разнятся. Тут нет сатирических ноток или высмеивания каких — то бандитских штучек. Повествование идёт размерено и плавно, постепенно демонстрируя как поступки калечат душу главного героя. Удачнее будет сравнение с «Однажды в Америке» Леоне, где все тот же Де Ниро играл главную роль.

-3

Мартину удалось собрать «славных парней» вместе. Снова блистают Роберт Де Ниро и Джо Пеши, когда последний уже давно пропал с радаров кино. Очень непривычно наблюдать Джо в роли такого пассивного и размеренного гангстера. Плюс, к ним примкнул не менее дерзкий Аль Пачино. Думаю, большинство согласится, что это трио выдает свои лучшие роли за последние 20 лет, как минимум. Режиссер выжал с них максимум и это дало свои плоды. Де Ниро как никогда эмоционален и склонен к самокопанию и познанию настоящего жизненного пути. Вообще, его персонаж получает идеальный, если его так можно назвать, катарсис. Через страдания и убийства людей, к нему приходит просветление и осознание того, что он натворил.

Скорсезе — легенда кинематографа. И на этой работе заканчивается Его эпоха. Период подаривший нам — «Таксиста», «Славных парней», «Казино» и ещё много других важных фильмов, в обойму которых не стыдно добавить и «Ирландца».

P.S. В кино присутствует, наверное, одна из самых замечательных doo-wop композиций In the Still of the Night.