…Невский проспект Ленинграда конца 60-х годов прошлого столетия предлагал посетить и заведение высшего уровня. Я имею в виду «Кафе-Мороженое» на Невском невдалеке от Большой Конюшенной. В советские времена она называлась улицей Желябова. Стены в этом роскошном месте были зеленого цвета, и поэтому, видимо, в народе кафе именовалось «лягушатником». Само помещение делилось на уютные отсеки, стулья были задрапированы чехлами, к столикам подходили официантки, записывали ваши пожелания короткими карандашиками в блокнотики. Пригласить подружку в подобное место равнялось объяснению в любви. Цены здесь были выше, но все равно держались в пределах разумного. Вообще, цены в советских кафе мало, чем отличались от цен на аналогичную продукцию в магазинах. Поэтому народ в места общественного питания шел, мест на всех не хватало, приходилось стоять в очередях.
Простонародной роскошью являлись автоматы с газированной водой. Эти автоматы я помню с середины 60-х годов. Первоначально они были какие-то сложные по форме и содержанию. Можно было выбрать вид сиропа, нажав на кнопку, допустим, «вишневый» или «земляничный». Затем агрегаты как-то упростились. В правом отделе имелось пространство для мытья граненого стаканчика. Ты его переворачивал, нажимал, струя воды омывала поверхность. Сифилис и туберкулез в советскую пору потеряли свои позиции по сравнению с царскими временами, и питье газированной воды из общего стакана считалось делом безопасным. Ты просто бросал трехкопеечную монету в щель и тебе автомат наливал газированной воды с сиропом. По бедности можно было выпить за одну копейку и стакан газировки без сиропа.
Пользовались популярностью, разбросанные по всему городу пирожковые и чебуречные. Заслуженную известность имела пирожковая на Садовой улице - в полуподвале, рядом с рестораном «Баку». Огромный пирожок с капустой, еще пышущий жаром печи, стоил 10 копеек. А чебуречная на Большом проспекте Петроградской стороны работает до сих пор. Но это уже совсем другие чебуреки…
Особой достопримечательностью 60-70-х годов прошлого столетия в бытовой жизни Ленинграда являлись граждане соседней Финляндии, или, как они свою страну называют, Суоми. Эти суомцы (ленинградцы их называли «финиками») два десятилетия в значительных количествах являлись на невские берега. Каждый уикенд сотня автобусов пересекала границу – северные соседи приезжали на двухдневные алкогольные туры. Финнов было много – в основном люди среднего достатка. Селились они в гостиницы умеренной ценовой группы – вроде «Ленинграда» напротив крейсера «Аврора». Или в «Советской», что возле реки Фонтанки в районе Красноармейских улиц. Или в гостинице «Дружба» находившейся на улице Чапыгина, чуть не доходя до здания, где расположился сейчас «5» канал телевидения. Финнов не особо интересовали музеи Ленинграда - они приезжали сюда напиваться. В то время правительство Суоми реально боролось с печальной склонностью своего народа к алкоголизму, и страна жила в условиях, если не сухого закона, то близкого к этому состоянию. Двадцать лет финского пьянства привели к заметным результатам. С одной стороны, они в разные «эрмитажи» все-таки захаживали, просвещались. За многолетнее пьянство в культурном Ленинграде финны из довольно темного хуторного народа превратились в просвещенную нацию. С другой стороны, многие из пьяных знакомились с местными девушками и даже иногда на них женились. Кроме всего, у некоторых финнов установились устойчивые преступные связи с ленинградскими фарцовщиками, и в Ленинград поехали чемоданы с разлагающими сознание джинсами и рок-пластинками. Советская казна получала валюту, советская молодежь одевалась на западный лад.
Когда я учился на первых курсах исторического факультета, на Невском проспекте одним из главных авторитетов среди фарцовщиков считался молодой мужчина по прозвищу Дурдом. Он заседал в кафе «Север» и всеми тамошними фарцовщиками командовал. Мог и морду набить – то есть был полный Дурдом. У него на подхвате состоял юркий и кудрявый паренек. Жили Дурдом с оруженосцем припеваючи – рестораны, красотки, деньги… Когда появилась возможность, Дурдом эмигрировал в Италию. Там, говорят, купил себе автобус, стал возить пассажиров с утра до вечера, а тот, кто был на подхвате здесь, работал в автобусе кондуктором…
Продолжение тут
- Предыдущая глава
- Спасибо, что дочитали до конца! Если тебе, читатель, нравится, жми палец вверх, делись с друзьями и подписывайся на мой канал!