Найти тему
AllTime.ru

Культовые часы. Глава II: Santos de Cartier

Занимательная история первых в мире наручных часов, ставших культовыми спустя 100 лет после создания

Титул производителя первых наручных часов оспаривают несколько домов, среди которых великие часовые дома Breguet, Patek Philippe, Girard-Perregaux и Omega. Однако первые в 1810 и 1868 годах соответственно изготовили все же не часы, а дамские ювелирные браслеты с небольшими часовыми механизмами. А хронометр Girard-Perregaux 1880 года и минутный репетир Omega (1892) представляли собой карманные часы на ремешках.

-2

Первые часы, которые с самого начала задумывались как наручные, родились лишь в 1904 году. И сделал их великий дизайнер Луи Картье для не менее великого пионера авиации Алберту Сантуша-Дюмона.

-3

19 октября 1901 года с поля парижского парка Сен-Клу поднялся в воздух дирижабль, который затем взял курс против направления ветра на башню Гюстава Эйфеля, и, облетев ее, приземлился в точке взлета. Полет дальностью 15 км длился 30 минут. Из гондолы на землю спрыгнул загорелый субтильный красавчик. Сняв летные очки и краги, он помахал публике и прокричал по-французски с необычным акцентом: «Дамы и господа! Я покорил воздух!»

-4

Это был любимец парижской публики 28-летний Алберту Сантуш-Дюмон по прозвищу «Пти Сантос». Герой родился 20 июня 1873 года в бразильском штате Минас-Жераис. В 1891-м отец, богатый плантатор, упал с лошади и его парализовало. Семья продала плантации и переехала в Париж, где для отца нашлись искусные врачи, а дети получили бы передовое европейское образование.

-5

Тому, кто первым совершит управляемый воздушный полет, была назначена премия Deutsch de la Meurthe размером в 100 000 франков. Он ее получил и раздал: половину – своим ассистентам и команде, вторую – парижским клошарам. Премию отмечали в культовом в ту пору ресторане «Максим» в теплой компании друзей, главным из которых был великий дизайнер и владелец дома Cartier Луи Картье. Они с Алберту, скажем так, были больше чем друзьями. Сантуш-Дюмон пожаловался, что ему очень сложно во время полетов засекать время с помощью карманных часов: пока их достанешь из кармана куртки, потом вернешь на место… И Картье поклялся помочь ему. Слово свое он сдержал спустя 3 года, создав первые концептуально наручные мужские часы.

Для работы над концептом Луи Картье призвал на помощь гениального часового мастера, инженера и фаната автомобилестроения Эдмона Жежера. Жежер отнесся к затее Картье ответственно и оперативно, создав всего за два года на принадлежавшей ему мануфактуре Jaeger‑LeCoultre ультратонкий небольшой механизм с ручным заводом.

Луи Картье
Луи Картье

Луи Картье решил придать корпусу часов форму квадрата со скругленными углами. Именно таким был фюзеляж аэроплана бразильца Demoisselle. Конечно же, не мог гениальный дизайнер пройти мимо и столь колоритной детали, как алюминиевые заклепки, которыми скреплялись фанерные листы корпуса. Восемь очень похожих на авиационные заклепки винтов украсили безель, заодно надежно закрепив стекло в корпусе. В условиях сильных вибраций и перепадов давления во время полета это имело большое значение. Для первых авиаторов часы были единственным прибором, по которому можно было рассчитать расход топлива и определить точку возврата. Поэтому для них могла подойти только подробнейшая функциональная разметка. Она была пущена по фланцу циферблата и концы стрелок неизменно оказывались на одном из делений. Шкала получилась такая подробная, что Луи Картье в шутку прозвал ее chemin de fer — «железная дорога». Позже эта разметка стала одним из самых узнаваемых элементов дизайна часов Cartier. Часовые метки Картье нарисовал римскими цифрами, как на морских хронометрах.

-7

Продумал Картье и форму заводной головки, сделав ее крупной с функциональными зазубринами, а также украсив сапфировым кабошоном. И вот в 1904 году публика, собравшаяся поглазеть на любимый аттракцион — полет вокруг Эйфелевой башни, — с изумлением увидела, как Сантуш‑Дюмон, садясь в кабину, засекает время с помощью стильных наручных часов.

Надо знать, какой популярностью пользовался Сантуш‑Дюмон в то время. Мало того, что Пти Сантос был самым популярным человеком начала ХХ века, он еще и имел репутацию иконы стиля. Когда он впервые появился в наручных часах, ими захотели обладать все. Но Луи Картье пообещал другу, что такие часы будут только у него одного и сдержал слово. Поэтому эти часы долгое время считались эксклюзивными и не поступали в широкую продажу. За 75 лет (вплоть до 1978 года) во всем мире было продано лишь около 800 моделей Santos de Cartier.

-8

Обыкновенным смертным они стали доступны лишь в 1978-м, когда легендарный ювелирный дом выпустил коллекцию, изумив публику первыми биколорными часами: стальной безель украшали массивные золотые винты. С тех пор биколор стал мировым трендом, а сами часы Santos de Cartier за особый дизайн отметили, выставив в качестве экспоната в Музее покорения воздуха в Париже. Ныне это флагманская коллекция дома, в которой выпускаются самые престижные часы, в том числе и дамские.

-9

В прошлом году первые наручные часы можно сказать возродились во второй раз. Новые модели полностью сохранили прежний эстетический код. Новые элементы в дизайне таковы: безель теперь не строго прямоугольный, а у отметок «6» и «12 часов» он повторяет силуэт корпуса; винты ободка самые настоящие и уже не напоминают алюминиевые самолетные заклепки; интегрированный браслет практически незаметно вливается в корпус. Часы выпускаются в корпусах двух размеров: М (35,1 x 41,9 мм) и L (39,8 x 47,5).

-10

Материалы корпуса: сталь, биколор (сталь/желтое золото), розовое золото и желтое золото. Во всех моделях установлены автоматические мануфактурные калибры 1847 MC. Часы оборудованы системой быстрой замены браслета, а также устройством Smart Link, которое позволяет регулировать длину. Впечатляет и цена: всего 6250 швейцарских франков за стальную модель размера М, а самая дорогая версия – полностью розово-золотой скелетон на аналогичном браслете – 60 тысяч.