Найти тему
Владимир Кононов

История Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке. Цирк Чинизелли.

Парад-алле, не видно кресел, мест!
Оркестр шпарил марш - и вдруг, весь в чёрном,
Эффектно появился шпрехшталмейстер
И крикнул о сегодняшнем ковёрном.
В.С. Высоцкий

Роскошное здание Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке. Как оно появилось там, где мы привыкли его видеть? Ведь в те времена, когда было построено каменное, капитальное здание, цирки строились деревянными, временными с разрешением на существование не более одного года.

Оказывается, ещё в 1827 году, на том же месте, где стоит современный цирк, было построено здание деревянного цирка – «Олимпический цирк-театр» француза Жака Турниера, который просуществовал до 1842 года. Затем цирк закрылся и на этом месте стояли экипажи извозчиков.

-2

В 1867 году, рядом на Михайловской (ныне Манежная) площади, Карлу Гинне, было разрешено открыть свой цирк сроком на 1 год, посещение цирка петербуржцам пришлось по душе и контракт неоднократно продлевался. Одновременно, Карл Гинне, начал предпринимать попытки получить в аренду участок Инженерного сквера для постройки каменного стационарного цирка. Но постоянные отказы вынуждают Гинне в 1872 г. покинуть Петербург. Управление цирком он передает своему зятю (мужу сестры) - Гаэтано Чинизелли. Надо сказать, что цирковые артисты в России долгое время были исключительно иностранцами.

Гаэтано Чинизелли к этому времени был весьма значительной фигурой в цирковом мире. Он был наездником, прекрасно чувствующим лошадь, - достойным учеником великого мэтра Боше. С 1868 года он выступает в цирке Гинне и пользуется огромной популярностью у зрителей. К моменту, когда Гинне решает покинуть Россию, Чинизелли организовывает собственную труппу.

-3

Став управляющим цирка в 1875 году, Чинизелли добивается у городских властей разрешения на приобретение участка для строительства цирка! Возражения, что постройка цирка закроет фасад Инженерного замка, Гаэтано Чинизелли снимает обещанием устроить на свои деньги сквер на Михайловской площади. Этот сквер, раскинувшийся напротив главного фасада Манежа, существует и сейчас.

Составление проекта и руководство строительством были поручены академику архитектуры Василию Александровичу Кенелю. (Кстати, сквер на Манежной площади также спроектировал он).

-4

Но вернёмся к господину Чинизелли. Все члены семьи Чинизелли-Гинне были связаны с искусством конного цирка. Лошади оставались главными героями циркового представления той эпохи. Гаэтано Чинизелли в молодости славился как конный акробат, а также наездник и укротитель коней. Лошадь – животное «циркообразующее». Стационарный цирк был создан именно для демонстрации конных номеров, которые составляли основу представлений с конца XVIII века и до сего дня. Конные представления определили и внутреннее устройство цирка. Классический размер арены – 13 метров в диаметре.

-5

Справка: Диаметр арены во всех цирках мира одинаковый и составляет ровно 13 метров (42 фута). Такой диаметр был и по сей день остается профессиональной необходимостью: дело в том, что только по такому кругу лошадь может бежать галопом с определенной скоростью так, чтобы ее спина всегда оставалась под одним углом к центру арены. Это необходимо для выполнения акробатических номеров на лошадях.

26 декабря 1877 года (7 января 1878 года по новому стилю) первый каменный цирк России открылся и поражал величием и изяществом, богатым декором, особенно пышным со стороны главного подъезда. Современники признали здание цирка Чинизелли, одним из красивейших цирков Европы!

-6

В облике цирка, сочетаются мотивы ренессанса и барокко, классические линии и пышная декоративная отделка. Прямоугольный объем нарядного, эклектичного ризалита контрастирует с четырехъярусным куполом и цилиндрической формой здания. Но этот контраст не нарушает общей гармонии сооружения, благодаря правильно найденному соотношению объёмов. В проёмах арочных окон архитектор поместил скульптурные изображения муз: Мельпомены - в центре, Эвтерпы - в левом и правом окнах фасада и Эрато - в боковых окнах ризалита.

В. А. Кенель решил по-новому техническую задачу установки купола. Вместо традиционного использования колонн, архитектор применил такой способ, который позволил замкнуть круглое пространство диаметром 49,7 метра без единой внутренней опоры. Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола, спроектированная инженером О. Е. Крелем и арх. Р. Б. Бернгардом, как гигантская опрокинутая чаша накрывает зал. Уже после петербургского цирка, такое конструктивное решение стало широко применяться в строительстве подобных сооружений.

-7

Купол изнутри был обтянут холстом, расписанным изображениями из циркового мира, среди которых выделялся сам владелец цирка Чинизелли, сидящий верхом, и рядом дочь его, лихая наездница. Освещался цирк роскошными газовыми люстрами. Малиновый бархат, золото, зеркала украшали зрительный зал и единственное фойе на первом этаже. Конюшня, куда имела право заглянуть только привилегированная публика, содержалась в парадной чистоте и благоухала духами, была украшена зеркалами, фонтанами и аквариумами с золотыми рыбками, отделана путом и мрамором, имела асфальтовые полы!

Увы. Устройство зрительного зала предусматривало разделение общества по классовой принадлежности. Ложи и места в партере предназначались для состоятельной публики. Для обывателя и простого люда были отведены дешевые места во 2-ом ярусе и устроена террасированная галерея, рассчитанная на стоящего зрителя. И ярус, и галерея имели отдельный вход с улицы, а внутри зала были наглухо перекрыты барьерами, чтобы зрители верхних мест не могли спуститься вниз. Можно представить какое количество зрителей вмещала галерея, если сидячих мест в цирке было всего 1200, а общее наполнение зала доходило до 5000 человек.

-8

Безусловно, что основным украшением интерьера была царская ложа, в которую вела пятая слева дверь на фасаде ризалита. Ложа была декорирована малиновым бархатом, архитектурной лепкой, сверкала зеркалами. Ее архитектурные достоинства были отмечены контрольной комиссией при Министерстве Императорского Двора. По представлению этой комиссии В.А. Кенелю за устройство ложи был Всемилостивейше пожалован бриллиантовый перстень!))

В 1919 г. здание цирка лишилось своего хозяина. Последний директор из семьи Чинизелли (средний сын Гаэтано) - покинул Россию. Здание перешло в распоряжение государственной власти. Список потерь открывают музы - их скульптурные изображения исчезли из проемов окон в 1920-х гг., а в 1930-х гг. исчезла скульптурная группа, венчающая аттик главного фасада.

-9

На протяжении советского периода жизни, цирк неоднократно перестраивали. Я опущу эти даты.

В 2014 году здание цирка было закрыто для проведения ремонтно-реставрационных работ. Выяснилось, что исторический уникальный купол вследствие ремонта 1959-1964 годов утратил историческую конфигурацию. Верхние звенья ферм просели почти на 1 метр. В процессе проведения реставрации восстановили шестиметровый стальной шпиль над куполом. Сам купол реконструировали: теперь он стал двойным, так как над восстановленной изначальной конструкцией возведена вторая, с большим запасом прочности, что позволяет использовать современное цирковое оборудование. Была снова воссоздана в исторических габаритах и по исторической иконографии царская ложа. Оркестр был перемещен из царской ложи на свое законное место над фортангом (цирковой занавес, отделяющий кулисы от арены). Парадному вестибюлю был возвращен исторический облик. Имя Чинизелли вновь появилось на фасаде.

-10

Несмотря на утраты, здание цирка на Фонтанке сохранило черты оригинальных решений архитектора и инженеров, не утратив своей уникальности. Цирк Гаэтано Чинизелли является единственным в России цирковым зданием последней трети XIX века, сохранившимся до наших дней.