Тридцать с лишним лет назад новая группа бывшего фронтмена Thin Lizzy Фила Лайнотта Grand Slam вышла на взлетно-посадочную полосу, но так и не смогла преодолеть силу гравитации. В 2019 году музыканты вернулись уже без главного пилота, но с новым альбомом. И полетели.
Постоянно меняющиеся тренды в истории рок-н-ролла похоронили много групп, которых, как казалось, ждет очень светлое будущее. Однако судьба Grand Slam в этом смысле, пожалуй, одна из самых впечатляющих. После шокирующе внезапного роспуска Thin Lizzy в 1983 году фронтмен группы и ее безусловно главный герой Фил Лайнотт вернулся с новой командой, полной старых друзей, включая тогдашних участников Lizzy Брайана Дауни и Джона Сайкса, а также клавишника Magnum Марка Стэнуэя. Grand Slam должна была стать новым началом для Лайнотта, который в тот момент отчаянно хотел выбраться из глубин окутавшего его наркотического тумана. Сайкс почти сразу ушел, чтобы присоединиться к обновленной, припудренной и расчесанной версии Whitesnake, поэтому Фил пригласил на его место старого знакомого, гитариста группы Stampede Лоуренса Арчера.
Группа записала новые песни и продолжала выступать на прежних площадках, но ничего выдающегося из этого не вышло. Несколько концертных записей породили суету на рынке торговцев бутлегами, появилась демка или даже две, но дальше дело не пошло. Новый альбом остался в мечтах. Фил сделал пару сольных вещей, а в 1986 году он скончался. Вот и все. Но не совсем.
В 2016 году собранный по крупицам Grand Slam выступил на фестивале Sweden Rock. Воодушевленный положительными отзывами, Арчер решил формировать новый, стабильный состав, чтобы застолбить права на наследство группы и проложить дорожку в ее решительно новое будущее. Обе задачи нашли решение на дебютном альбоме Hit The Ground, который включает в себя пять реанимированных песен Grand Slam 1984 года и пять совершенно новых треков. Старое и новое дополнили друг друга идеально — это тот редкий случай, когда альбому удается звучать одновременно и классически, и современно.
«Я встретил Фила, когда играл в группе Wild Horses», — вспоминает Арчер. — «У нас с ним был один и тот же менеджер. Несколько лет спустя, когда я уже был в группе под названием Stampede, он пригласил меня к себе в студию, чтобы поработать вместе. На самом деле он просил, чтобы я перешел в Lizzy, но я был слишком увлечен тем, чем занимался в то время. Сейчас это решение выглядит немного нелепо, но в то время казалось, что Lizzy потихоньку угасает, поэтому я продолжил заниматься своими делами. Но да, мы знали друг друга еще до Grand Slam».
Stampede на тот момент играли почти что NWOBHM и были подписаны на Polydor Records, но смогли выпустить только один EP в 1982 году, прежде чем плохой менеджмент поставил им палки в колеса.
«В то время у них в компании даже не было A&R-отдела», — вздыхает Арчер. — «Так что мы просто ждали, когда что-нибудь произойдет. Поэтому, когда Фил позвонил мне, у меня появилась возможность сойти с корабля, и я это сделал».
Арчер приступил к работе над сочинением песен вместе с Лайноттом. Учитывая статус лидера Thin Lizzy в музыкальных кругах, они предполагали, что очень легко и быстро подпишут контракт с каким-нибудь лейблом. Но это был не тот случай.
«К сожалению, пресса Великобритании много писала об увлечении Фила наркотиками», — говорит Арчер. — «Они постоянно публиковали в газетах статьи на целый разворот про наркотики и особые отношения Фила с ними. Звукозаписывающие компании были по-настоящему обеспокоены всей этой шумихой в центральной прессе. И мы никак не могли получить контракт».
Что еще хуже, Арчер обнаружил, что все эти критические статьи были не сильно далеки от правды. К 1984 году Лайнотт стал по сути только призраком прежнего себя.
«Я отправился в Штаты и начал записывать материал с Хьюи Льюисом [американский музыкант, наиболее известен как лидер и вокалист группы Huey Lewis And The News]», — объясняет Арчер. — «Я сделал это при условии, что Фил приедет и споет на нем. Но в нужный момент он не смог попасть в Америку, потому что у него закончилась виза, и он не получил новую из-за проблем с наркотиками. В конце концов он нашел свой старый ирландский паспорт и каким-то образом добрался до нас».
«Треки звучали великолепно, но когда подключился Фил... его состояние трудно было назвать оптимальным. Он много кашлял. Ему было не очень хорошо, и он просто не мог петь. Когда я послушал то, что у нас получилось, стало понятно, что мы просто не можем выпустить это в таком виде. Я не расстался с Филом, но сразу сказал руководству, что выпускать что-нибудь с Филом в таком состоянии будет плохой идеей. Из этого просто не получилось бы ничего хорошего».
Убитый горем из-за произошедшего, Арчер записал сольный альбом, а потом на несколько лет ушел из музыкального бизнеса. Между тем, несколько песен Grand Slam, в том числе 19 и Military Man, были перезаписаны и выпущены в качестве сольных работ Лайнотта, без участия Арчера.
«В то время я все еще был совсем наивным парнем, и не очень представлял себе как работает музыкальная индустрия», — говорит Арчер, песню которого Dedication позже даже выдали за «потерянный трек Thin Lizzy» на их сборнике The Best Of 1991 года. «На самом деле я написал Dedication для Stampede, а они взяли и использовали ее в качестве потерянного трека Thin Lizzy 1976 года для музыкального клипа», — обижается он. — «Я понятия об этом не имел. Мой друг позвонил мне и сказал: «Твоя песня звучит на радио». Я даже не понял сначала: «Какая песня?». Поэтому включил радио, и оказалось, что это Dedication. Они взяли вокальную партию из студийной сессии, которую мы записали с Филом. И это был единственный раз, когда он пел эту песню. Они представили ее как старую демо-запись Thin Lizzy».
В 2002 году вышел целый сборник демо-записей Grand Slam The Studio Sessions. Он был плохо сведен и убого оформлен, и не внес ничего в наследие группы. К тому времени Арчер уже прожил в роке целую жизнь: провел несколько лет в UFO и создал несколько других групп, прежде чем оставить музыку на десять лет. Но тот демо-сборник как будто застрял у него комом в горле.
«Мне он никогда не нравился», — говорит он. — «Всегда думал, что когда у меня появятся время и деньги, я вернусь и запишу эти песни как надо. И я хотел продолжения. Хотел написать новые песни Grand Slam, чтобы она получила статус настоящей группы».
Первая возможность предоставилась ему в 2016 году, когда Grand Slam пригласили выступить на фестивале Sweden Rock. Вместе с Арчером на сцену вышел оригинальный клавишник Стэнуэй, но тот состав был мало похож на группу, которой она станет чуть позже.
«Мы пару раз выступили на разогреве у других команд, а затем поехали на этот фестиваль, но на самом деле это была не группа, а просто проект», — объясняет Арчер. — «Мы даже почти не играли песни Grand Slam. Так что это было совсем не то».
К этому времени Арчер уже полностью вернулся в музыкальный бизнес. Он успел поиграть в обновленном составе Stampede, потом с группой Juicy Lucy, и даже со своими бывшими коллегами по UFO, которые, как ни странно, назывались экс- UFO.
«Снова вернуться в музыку было не слишком трудно», — говорит он. — «Это не выглядело так, будто я вылез из глубокой темной дыры. Я получил возможность наконец-то создать правильный вариант Grand Slam».
Год спустя он усилил новый состав Grand Slam, добавив бывшего барабанщика Praying Mantis Бенджи Рейда, бывшего басиста Quireboys Дэйва Бойса и вокалиста Майка Дайера, который ранее играл с Арчером в группе под названием Rhode Island Red.
«Лоуренс впервые позвонил мне на Рождество 2017 года», — вспоминает Дайер. — «Он сказал:« У нас есть незаконченное дело». И я подумал, что он чего-то попутал. Я предположил, что он слышал запись моего голоса, но давно не видел меня вживую, потому что на тот момент во мне было более 130 килограммов. Но мой маленький сын сказал: «Папа, ты должен пойти и сделать это, но сначала тебе надо похудеть, потому что ты выглядишь как пасхальное яйцо [смеется]. Так что последние четыреста дней я в основном провел на тренажерах, приводя себя в форму. Потому что этого требовала программа концертов, ее темп. Он чертовски мощный».
На тот момент Дайер был более известен в театральных кругах, чем в мире рок-н-ролла, но Арчер уверен, что тот создан для работы вокалиста в рок-группе.
«Майк пел в «Призраке оперы» и других всевозможных вещах», — объясняет Арчер. — «И он серьезно развил свой голос. Мне не нужен был в группе новый Пол Роджерс или Брюс Дикинсон. Я имею в виду, что Фил пел по-другому. У Фила были свои фишки: отличный голос, великолепная фразировка, и он умел быть очень мелодичным. Именно это я искал. Я думал, что Майк стал правильным выбором для такого дела».
«Когда я выступал в театре, люди приходили и говорили: «Этот парень изображает из себя какого-то безумного рок-н-ролльщика», — смеется Дайер. — «И, честно говоря, это было правдой. Я прирожденный рокер».
По другому быть и не может, ведь Дайер в конце концов занял место, возможно, величайшего из всех фронтменов, которые когда-либо были в рок-музыке.
«Моя первая встреча с Thin Lizzy произошла, когда я пухлым 14-летним пацаном зашел за кулисы после их концерта в Ливерпульском имперском театре, чтобы Фил подписал мою пластинку Black Rose», — вспоминает Дайер. — «Они все были очень добры ко мне. Но сейчас я надолго лишился сна, просто размышляя над возможностью занять его место. Когда Лоуренс впервые попросил меня сделать это, я сказал: «У меня не получится. Я не смогу залезть в его ботинки». Тогда мой маленький сын сказал: «Папа, у тебя много обуви, у тебя куча ботинок. Ты можешь просто носить свои собственные» [смеется]. Я все думал и думал об этом, и, вы знаете, решил, что он прав».
«Я не хотел создавать группу, которая просуществовала бы девять месяцев или съездила бы в одно турне, а потом бы все закончилось в один момент», — объясняет Арчер. — «Я хотел, чтобы это была правильная группа. С самого начала я говорил, что хочу разделить ответственность внутри коллектива на четыре части, когда все вносят одинаковый вклад. И я очень доволен тем, что получилось. Я думаю, что группа выглядит великолепно, я думаю, что группа звучит великолепно, и я думаю, что новые песни великолепны. Со мной четыре парня, которые действительно хотят играть в группе под названием Grand Slam. Я получил в наследство старые песни, но у нас уже есть новые. Скажу больше: сейчас мы находимся на полпути к написанию второго альбома».
А пока Grand Slam планируют гастролировать по всему миру.
«В глубине души я чувствую, что Фил будет гордиться этой группой», — говорит Дайер. И судя по качеству материала альбома Hit The Ground наверняка так и будет.
Текст: Кен МакИнтайр. Перевод: Алексей Демин
Оригинал: Classic Rock #270 (январь 2020)
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ СЕРИИ «РОК-ГЕРОИ 2019 ГОДА»: