Думаю все поклонники группы "КИНО" видели на многочисленных видеозаписях последних концертов группы "КИНО" двух длинноволосых молодых парней - то выносящих Цою гитару, то снимающих концерт на видеокамеру, то помогающих настраивать аппаратуру. Известно, что музыканты в шутку называли их "зайцы". Кто же это были?
Юрий Горошевский:
Олег Толмачев - это был помощник Юрия Айзеншписа, концертный директор группы «КИНО»… С ним у меня складывались хорошие отношения. Он был очень хорошим человеком. Спокойным, уравновешенным, исполнительным и он был на своем месте и хорошо делал свою работу, без лишней суеты, без лишних каких-то элементов шоу. Тогда, наверное, это было намного проще, тогда все только начиналось. Он был на своем месте, делал свою работу хорошо и ни одного конфликта, ссоры с ним никогда не было. Стас и Олег еще были с нами - «зайцы».. Я имею в виду то, что вместе с Юрием Айзеншписом пришли два администратора, помощника, два молодых парня и мы между собой и мы между собой называли их «зайцами». Просто так. Без какой либо особенной причины. «Зайцы» и «зайцы». Они оба были длинноволосые. Соответственно с ними тоже ни скандалов, никаких ссор никогда не было. Стас, например, кроме работы администратора, имел еще и навыки медбрата и тоже был на своем месте. Они были помоложе, эти два «зайца», и все то, что происходило было весьма важным и значительным тогда в их жизни, им нужно было как-то самоутверждаться на этой территории, но это никогда не приводило ни к каким конфликтам и не вызывало никаких недовольств ни с чьей стороны. Поскольку несмотря на мой маленький возраст мы были давно знакомы с ребятами из «КИНО»..
У меня были какие-то определенные функции мамы-папы, которые не мог бы осуществлять никто другой и по доступности во внутренний мир и в ежедневный бытовой мир ребят из группы мое место не мог занять никто иной. У нас была своя история отношений и своя история общения и своя какая-то ленинградская история, когда еще никто не был ни знаменитым, ни богатым…
Итак звали этих ребят - Олег Соколов и Стас Шиканов.
Олег Соколов:
Мы рядом жили со Шписом в соседних домах. Я познакомился с ним через знакомого. Шпис майки продавал с фестиваля «Интершанс», а я всегда занимался музыкой.. Купил у него пару маек, и он говорит – звони если что, я тут концерты делаю...Зимой набрал ему и стали делать концерт «ДДТ», ну а дальше завертелось...
Цой был в Америке, должен был вскоре прилететь. Я на тот момент совершенно не интересовался русским роком, у меня о нем было сложившееся впечатление такое…Я знал группу «ДДТ», они были ребята такие простые, выглядели они не очень как рок-музыканты. Скорее как местные алкоголики… Я больше увлекался западной музыкой. Мне нравились дорогие модные шмотки, я мечтал о крутых ботинках с металлическими вставками такими…Очень модные тогда были. А наши рокеры все выглядели непризентабельно, лоховато. И вот, наконец, Шпис говорит – все, приехал Витя, поехали, заедем за ним, потом в ресторан, посидим, обсудим все. К тому моменту я уже слышал их французский диск, мне нравилось. Чувствовался стиль, и мало было совковости. Но почему-то мне думалось, что Цой выйдет сейчас таким же как «ДДТ» - лоховатый, питерский, с портвейном…
Приехали мы к подъезду в Беляево, стоим, ждем, и тут выходит Виктор. В дорогом длинном пальто, и в таких ботинках, о которых я давно мечтал. Это была самая модная тогда модель, в которую мало кто вьезжал. И я прямо обалдел тогда. Цой был очень стильно одет, очень... Сел в машину, культурно поздоровался, мы поехали в китайский ресторан, совершенно спокойно общались, и впечатление от него у меня было совсем не такое, как от остальных советских рокеров. Повторю – это был модный, стильный и очень культурный, с чувством юмора молодой человек. И от него исходила энергетика весьма непростого человека, не советского. Мы очень хорошо тогда посидели в том китайском ресторане, по–моему, на Плющихе и я был им совершенно поражен… И когда начались гастроли – впечатление это уже было неизгладимое...
Артем Евстафьев:
Я в 1988 году учился в МАИ, а моя сестра Алла была замдиректора зала этого самого МАИ. Когда там Олег устроил концерты - я там был. Был на концертах «Коррозии Металла», «Шаха», «Черного обелиска», «Черного кофе».. Цой там тоже был, но он выступал среди каких-то хипповых музыкантов типа «Вопли Видоплясова», то, что мне не очень было интересно. Я увлекался более тяжелой музыкой. Аналогами «Metallica» года так 1984-85. Помню, когда вышел альбом «Ride the Lightning» - у меня он появился через пять дней после выхода. Никто не понимал тогда еще эту музыку в моей школе. Вот «Змей», он водил дружбу с битломанами. И когда я дал ему послушать «Ride the Lightning» - они сказали, что у ребят совершенно расстроены гитары, ощущение, что они хряпнули самогона, в форточку подышали и петь не умеют. Через три года они стали мировыми знаменитостями, и Олег с Айзеншписом пригласили их в Москву…
Все мои друзья работали водителями у Айзеншписа. До Олега был такой Павлос – Павлов Вадим. Очень хороший, порядочный человек. С моего двора. Куда он делся? Не помню. Когда мы стали с Цоем работать - мы стали уезжать далеко и надолго, и вот тут появились «Сокол» с Шикановым. Помню, мне Шпис как-то говорит: - Ты Олега-волосатого знаешь? Я ему: - Какого? «Сокола» что ли? А ему так понравилось, как я Олега назвал. - «Сокола», «Сокола», говорит…Что он за парень? - Да нормальный парень. Я с ним в параллельных классах восемь лет учусь, с пеленок друг друга знаем. - Брать его водителем? Я ему говорю: – Бери. Он порядочный. И вот «Сокол» пошел к нему водителем и привел Стаса Шиканова, который неподалеку жил. Стас был на год младше чем мы, но был другом Олега по музыкальной тусовке. «Сокол» пытался создать в школе доморощенную группу, я там тоже поиграл, но поскольку способностей особенных не было все это быстро закончилось…
Олег Толмачев:
Например, с Цоем никогда проблем не было, с Тихомировым тоже. Они организованные, порядочные в плане отношений и общения с толпой. Каспарян был полностью в другом мире, а про Гурьянова я вообще промолчу. Каспаряна надо было поднимать, собирать ему сумки, одевать, они были богема такая, могли вполне проспать... А здесь опа – «зайчики» (ребята из технической команды) появились, пускай они и ими занимаются. Гитары им даже на сцену выносили, чтобы не обременять их. Я уже потом шутил, говорю Юрику - у нас было четыре звезды, а сейчас восемь. «Да, Олег, это такая группа». Для нас, администраторов, этот момент гораздо лучше... Когда есть кто-то, кто отвечает за музыкантов...
Сегодня и Олег и Стас проживают в Москве, у них все хорошо и они довольны жизнь. И по их словам, им очень не хватает Виктора Цоя...