О цене свободного творчества.
Мне очень понравился его «Тюльпан» (2008, фильм стал призером Каннского МКФ и многих других), сильное впечатление, хотя и тяжелое произвел фильм «Айка» (2018, тоже стал призером Каннского МКФ). Еще Дворцевой снял, начинал с этого, любопытные документальные фильмы.
В данный момент режиссер оказался на грани банкротства – должен вернуть государству более 7 миллионов рублей, без видимой перспективы их где-то найти и снова вернуться к работе в кино.
О долге узнала из шокировавшего меня интервью с режиссером. Вот же ж попал!
Если вкратце, на фильм «Айка» брал деньги от государства, но сильно затянул со сроками съемок, за что был оштрафован. В настоящее время оказался в ужасной ситуации – без денег («У меня сейчас стоит вопрос физического выживания. Я думаю, как мне дотянуть до следующей картины»), появились семейные проблемы из-за этого, к тому же попал в «черный список» Минкульта, что ставит под вопрос будущие планы, так как отсутствие господдержки сильно затрудняет поиск спонсоров.
Конечно, к Дворцевому много вопросов.
Читая про то, как он снимал кино, насколько свободно относился к срокам, не можешь не удивляться: как можно было быть таким беспечным?
При всем уважении к творческому методу, этой, кажущейся иногда чрезмерной, гипер-тщательности для достижения нужного (и, подтверждаю, высокого) результата, думаешь: в каком мире он живет? Возможно ли так оторваться от реалий?
Ситуация по драме и накалу на уровне «Айки», если не брать во внимание, что у Дворцевого реальная. Читаешь же не сюжет будущего фильма, а интервью про то, что вот сейчас происходит!
На что надеялся? Сам виноват? Нечего кого-то обвинять, если сам подписал договор?
Хочет к себе, как призеру кинофестивалей, особого отношения, но а если так каждый будет объяснять срыв обязательств перед партнерами? Сам же снимает остро социальное кино, должен же понимать, как все в жизни устроено.
При всем уважении к его фильмам, почему общество должно оплачивать желания художников? (Но лично я бы простила.)
Совсем недавно писала про то, как в советское время кинорежиссерам надо было уметь лавировать, чтобы заниматься любимым делом. А сам Дворцевой как раз считает, что в те времена было более разумное отношение чиновников к творческому процессу. То есть сейчас что, стало только хуже?
Хочется пожелать Дворцевому, чтобы случилось чудо. И чтобы он продолжал снимать.
А нам всем остается перечитать до сих пор остающийся актуальным «Разговор с фининспектором о поэзии», написанный Владимиром Маяковским в 1926 году. Ничего, похоже, не меняется.
Когда же снимут хороший фильм об этом?