С Нового года введено обязательное правило: гражданин, недовольный МФО не может сразу идти в суд.
Сначала он должен подать жалобу финансовому уполномоченному. Если же решение уполномоченного не устроит человека, он будет вправе обратиться за защитой своих прав к Фемиде.
С 2021 года такой же порядок начнет действовать и при спорах граждан с банками.
Нововведения разъясняет юрисконсульт городского Объединения защиты прав потребителей Александра Потемина.
«Если до 1 января 2020 года потребитель при возникновении разногласий с МФО в отношении заключенного договора мог разрешить спор только в судебном порядке, то теперь по имущественным требованиям, размер которых не превышает 500 тысяч рублей, потребитель обязан направить обращение финансовому уполномоченному. Предварительно потребитель должен обратиться в микрофинансовую организацию с заявлением (претензией)» , — говорит специалист.
Итак, именно такого порядка действий отныне нужно придерживаться: сначала претензия в саму микрокредитку и если там не пошли на диалог — обращение к финансовому уполномоченному.
Не является ли омбудсмен препятствием, дополнительной бюрократической инстанцией?
Ранее соблюдение досудебной поцедуры стало обязательным элементом в решении споров потребителей со страховыми организациями.
Очевидно, что легче стало как гражданам-потребителям, так и страховым компаниям.
И главное преимущество заключается в упрощенной процедуре досудебного урегулирования споров, не требующей личного присутствия ни потребителя, ни сотрудников финансовой организации. В этом состоит главное отличие от классических судов.
Для потребителей существенным плюсом являются сроки рассмотрения обращения - всего 15 рабочих дней. В судах, для сравнения, в среднем рассмотрение дела длится не менее двух месяцев.
Немаловажным обстоятельством является то, что потребителю не надо обращаться за квалифицированной юридической помощью.
Гражданин направляет финансовому уполномоченному минимальный комплект документов без юридических обоснований своих требований.
Если, к примеру, человек не согласен с размером выплаченного страхового возмещения — простыми и понятными ему словами он излагает об этом страховой организации в претензии, а после — финансовому уполномоченному в обращении (в случае неудовлетворения претензии финансовой организацией).
Далее сотрудники Службы финансового уполномоченного, квалифицированные юристы, самостоятельно запрашивают необходимые документы, назначают экспертизы, проводят расчеты-то есть выполняют все касающиеся правовой стороны вопроса функции в целях принятия законного и обоснованного решения. При этом для потребителя обращение к омбудсмену всегда является бесплатным.
Страховые организации в таком случае тоже в выигрыше, так как экономят на судебных издержках, поскольку подготовка процессуальных документов, да и непосредственная явка в суд - более затратные процедуры, чем направление материалов выплатного дела финансовому уполномоченному.
Безусловно, в случае несогласия с решением омбудсмена как потребитель, так и финансовая организация могут обратиться в суд. Но такие случаи скорее исключение.
По статистике, озвученной Главным финансовым уполномоченным Юрием Ворониным, большая часть решений омбудсмена (примерно около 70 процентов) не оспаривается сторонами и добровольно исполняется.
Более того, часть жалоб стала удовлетворяться страховыми компаниями на начальной стадии досудебного урегулирования спора.
В случае несогласия потребителя либо финансовой организации с решением финансового уполномоченного при обращении в суд выводы, изложенные в решении, принимаются судом во внимание при рассмотрении спора.
Кроме того, независимые экспертные заключения, проводимые финансовым уполномоченным при рассмотрении обращения потребителя, могут приниматься судом в качестве средства доказывания по делу.
Если страховая не исполняет решение омбудсмена, потребитель может получить удостоверение - исполнительный документ, позволяющий принудить финансовую организацию исполнить решение уполномоченного.
Какие наиболее распространенные нарушения характерны для страховых компаний?
Если проанализировать судебную статистику и статистику Банка России, то наиболее распространенной и многочисленной категорией споров можно назвать споры по договорам ОСАГО.
«Судя по тому, с какими проблемами граждане обращаются в нашу юридическую клинику, это действительно так. Чаще всего страховые компании недоплачивают страховое возмещение, нарушают сроки их выплаты. В сфере добровольного страхования чаще всего потребителям отказывают в возврате неиспользованной части страховой премии при досрочном расторжении договоров страхования. Всё это как раз попадает в ту категорию споров, по которым до обращения в суд следует обратиться к финансовому уполномоченному», - замечает Александра Потемина.
Какие условия неправомерны, но тем не менее часто встречаются в страховых договорах? Можно ли их оспорить после заключения договора, если возникли проблемы?
Нельзя утверждать, что существуют какие-либо массовые нарушения в договорах страхования. Вместе с тем, отдельные примеры имеются.
Например, некоторое время назад, когда только был введен так называемый период охлаждения, позволяющий отказаться от уже заключенного договора страхования в течение 5 рабочих дней (на данный момент 14 календарных) с возвратом суммы уплаченной страховой премии, страховые компании не включали данное условие в договоры и впоследствии отказывались возвращать полученную от страхователя сумму.
Тогда на защиту прав потребителей встали суды - несмотря на отсутствие положения о периоде охлаждения в договорах, они применяли его в силу закона. Сейчас эта проблема практически устранена.
Институт финансового уполномоченного призван решать подобные проблемы проще, быстрее и эффективнее. Притом не только в страховании, но и на рынке микрокредитных услуг.
Куда конкретно нужно обращаться?
Телефон колл-центра Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного 8 (800) 200-00-10 (звонок на территории России бесплатный). Специалисты контактного центра готовы ответить на любые вопросы, касающиеся отправки жалоб финансовому уполномоченному.
Если вы считаете, что ваши права, как потребителя, были ущемлены, вы также всегда можете обратиться за помощью в Объединение защиты прав потребителей г. Магнитогорска.
Телефон: 8(3519) 26-07-36;
Время приема: каждый четверг с 15.00 до 17.30 (Октябрьская, д. 32, каб. 02).