Найти в Дзене
Киновед в штатском

"Сорвиголове" – 20 лет! 10 причин кайфануть от недооцененного фильма

Оглавление

В списках худших комикс-экранизаций в истории кино вы обязательно найдете "Женщину-кошку" с Хэлли Берри, "Бэтмена и Робина" с Джорджем Клуни и не столь давнюю перезагрузку "Фантастической четверки" Джоша Транка. В пятерку обычно входит и "Сорвиголова" режиссера Марка Стивена Джонсона, но здесь я готов поспорить – Мэтт Мердок в исполнении Бена Аффлека вовсе не так плох, как принято считать. Сегодня, 9 февраля 2023 года, фильму исполнилось 20 лет, и это лучший повод заново пересмотреть картину и дать более адекватную оценку защитнику Адской кухни.

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Киновед в штатском, разумеется, уже всё сделал за вас и готов представить аргументы в пользу режиссера, сценариста, продюсеров и, конечно, исполнителей ведущих ролей. Вне зависимости от ваших предпочтений, все они хороши, а с учетом того, какое значение оказал "Сорвиголова" на будущее жанра, ленту впору записывать в бессмертные шедевры. Предлагаю вам сразу десяток причин получить от просмотра удовольствие – слепой супергерой действительно крут. Несмотря на прошедшие годы и полностью изменившуюся индустрию.

-3

Итак, расслабьтесь и получите кайф от...

Лучшее камео Стэна Ли за пределами Киновселенной Marvel

Старика Стэна авторы комикс-экранизаций всегда эксплуатировали, что называется, в хвост и в гриву – Ли отметился во всех достаточно амбициозных картинах, опирающихся на супергероические журналы. Появление праотца в "Сорвиголове" получилось ярким, запоминающимся и даже трогательным – на пешеходном переходе юный Мэтт Мердок, несмотря на свою слепоту, останавливает зачитавшегося газетой деда от выхода на проезжую часть. Это забавно, это показывает обостренные чувства героя, это жест благодарности Стэну Ли за появление на свет.

-4

Джон Фавро – лучший Фогги

Мир будет бесконечно благодарен Джону Фавро за "Железного человека" – во многом именно силами этого актера и режиссера киновселенная Marvel появилась на свет. За блестящее исполнение роли Хэппи, правой руки Тони Старка, Фавро тоже не упрекнешь. Но стоит помнить, что началось всё с Фогги в "Сорвиголове" – Джон в привычной ему манере дурачится, но закладывает в героя столько души, что его нельзя не полюбить. Лучший друг навсегда!

-5

Актерский ансамбль

Аффлек и Фавро – это только вершина айсберга. А сколько еще великолепных талантливых актеров занято в картине – закачаешься! Создается впечатление, что у директора по кастингу на целый ряд артистов имелся компромат – раз уж они, со всеми своими умениями и регалиями, согласились играть на втором и третьем плане. Джо Пантолиано и Эрик Авари, Лиленд Орсер и Эллен Помпео, Кевин Смит и Кулио – кого только ни увидишь на фоне приключений адвоката, слепого, как само правосудие.

-6

Детская непосредственность

В 2003 году комикс-картины перестали валять шумахеровского дурака, но и в "мор дарк мор реалистик" еще не погрузились – в "Сорвиголове" соблюден идеальный баланс киношного пафоса и какой-то лихой непосредственности. Унылые сцены первого облачения в костюм соседствуют тут с сумасшедшими драками, а вишенкой на торте становится по-хорошему хулиганский саундтрек. Сопровождая каждую схватку новой мелодией, авторы умудрились впихнуть в картину почти всю дискографию Evanescence.

-7

Шикарная Адская кухня

"Сорвиголова" и в бумажных комиксах, и на большом экране часто оказывается темным отражением Питера Паркера. Отсюда и заметный контраст между ярким Нью-Йорком, показанным в "Человеке-пауке" Сэма Рейми, и сумрачной Адской кухней, где обитает Мердок. Здесь всегда идет дождь, всегда темно, всегда страшно. Даже здания потрепанные и обветшалые, несмотря на то, что жизнь, судя по другим фильмам, бьет ключом буквально в паре кварталов отсюда...

-8

Радость мелочей

Экшн "Сорвиголовы" 2003 года, безусловно, безнадежно устарел. По современным стандартам ему не хватает ни драйва, ни изобретательности, ни жесткости – даже драки из сериала Netflix кладут фильм на обе лопатки. Но в каждой схватке Мердока есть детали, приводящие киноманов в восторг. Вспомните, например, его визит в бильярдный клуб, где собрались головорезы – один из бандитов стреляет в тень на потолке, а пуля рикошетит от вентилятора в него самого. Ну разве не прелесть? И так – в каждом столкновении!

-9

Жестокость до "Дэдпула" и "Отряда самоубийц"

Сорвиголову не назовешь милосердным супергероем. Он запросто убивает бандитов толпами и сжигает целые клубы, одного из злодеев он хладнокровно бросает на пути метрополитена и наблюдает, как тот молит о пощаде перед приближающимся поездом. Зрители полюбили за красочную жестокость "Дэдпула", они ценят кровищу и черный юмор в "Отрядах самоубийц", но не помнят, что Мэтт Мердок был циником задолго до этого. И ему всё сходило с рук.

-10

Вдохновение для "Темного рыцаря"

Кристофер Нолан в числе вдохновивших его творчество картин называет немало отличных и не очень лент, но не вспоминает про "Сорвиголову". А зря. По мне, так параллели очевидны. Особенно с трилогией о Бэтмене – тут есть цитата едва ли не дословная. В "Темном рыцаре: Возрождение легенды" есть странная сцена "включения" знака Бэтмена – на крыше одного из зданий настоящим пламенем загорается силуэт гигантской летучей мыши. Точно такую же "визитку" десятью годами ранее оставлял Мэтт Мердок в нью-йоркской подземке – горящий логотип с двумя буквами D появился после одной единственной спички.

-11

Реальная химия между Аффлеком и Гарнер

Порой очень многие огрехи картины искупаются реальным теплом и искренностью взаимоотношений актеров на съемочной площадке. Чарли Кокс может быть сколь угодно классной заменой Бену Аффлеку, но способен ли он на такую же химию со своей Электрой, которая возникла на площадке "Сорвиголовы" между Беном и Дженнифер Гарнер? Подлинная влюбленность всегда чувствуется – ее можно изобразить, но прожить – вряд ли. Аффлек и Гарнер, познакомившиеся двумя годами ранее на площадке "Перл-Харбора", влюбились друг в друга реально. И это отлично видно!

-12

Первый супергеройский фильм с нелинейным повествованием

Художественный прием, при котором кино начинается с "конца" – распространенная и даже заурядная практика, вспомните хотя бы "Бойцовский клуб". Но не для супергеройских комиксов – здесь "Сорвиголова" стал первопроходцем. Нелинейное повествование в мейнстрим Голливуда принес Тарантино с его "Криминальным чтивом", но фильм о Мэтте Мердоке показал, что пользоваться находкой могут все. Это потом появились "Хранители" и "Капитан Марвел" – "Сорвиголова" всех обогнал!

-13

Заметьте, мне даже не пришлось вынимать козыри – ни прическу Баффлека, ни удивительное инфразвуковое зрение, ни зловещие формы Майкла Кларка Дункана. А ведь еще там есть лысый Колин Фаррелл, герой которого способен убить человека скрепкой или орешком – отдельный повод включить фильм и погрузиться в кинокомиксы домарвеловского периода. В них есть своя прелесть, и "Сорвиголова" далеко не худшее из того, что мы тогда имели ("Электра" – хуже... Только никому...).

-14

Полагаю, до этого места вы даже не долистали, потому что уже включили фильм и смотрите. Правильно, это и было нашей целью – вернуть веру в кино, которое не заслуживает забвения. А пока вы смотрите, я бегу писать о чем-то еще – тем много, хочется всё обсудить! Заглядывайте регулярно на канал Киноведа в штатском – здесь и в телеграме – и вы всегда будете обеспечены интересными текстами. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, избегайте темных мест, и...

-15

Увидимся в кино!