Найти тему
шашлыквода

Книжный блог: что такое роман-взросление и зачем он нужен.

Оглавление

Я не уверена, что современные исследователи литературы согласятся с выведенным мною поджанром, но сам термин я придумала точно не сама, однако трактовку ему я попытаюсь дать самостоятельно. Существует весьма научное понятие романа воспитательного, зародившегося в Эпоху Просвещения. Однако, если "Над пропастью во ржи" включается в эту группу как один из самых поздних, то для нас интересна же другая группа, для которой это произведение, наоборот, служит точкой отсчёта.

Итак, роман-взросление - это произведение художественной литературы в жанре реализма, описывающий определённый этап жизни конкретного человека, главный конфликт данного произведения крутится вокруг темы взросления и всего из неё вытекающего.

Самый яркий пример - "Над пропастью во ржи" Сэлинджера, но это не все.

На своем веку я прочла множество романов, которые так или иначе можно причислить к этому типу. Забавно, но большая часть из них, если не все, которые я собираюсь привести в пример, относятся именно к англоязычной литературе, английской или американской классике, ну или почти классике.

Давайте поговорим о некоторых из них, а позже я постараюсь ответить на вопрос, а что нам даёт как поджанр этот самый роман-взросление?

Дж. Сэлинджер "Над пропастью во ржи"

Среди моих друзей есть дикие фанаты автора, но я не из числа. Кроме данного произведения ничего из Сэлинджера я к своему стыду и не читала. Но зато "Над пропастью во ржи" я перечитывала не раз. Пожалуй это единственная книга, которую я вообще перечитывала в такие короткие сроки, а именно на каждый новый год вплоть до наступления прошлого 2019. Совру, если скажу, что читала я книгу исключительно для настроения и атмосферы. Совру, если скажу что во все разы книга читалась одинаково с дикими приступами дежавю, вовсе нет. В 14 и в 17 лет абсолютно разное восприятие. Забавно наблюдать, как выведенный пером автора главной герой, с одной стороны неизменчивый и стабильный, невыносимо сильно меняется, просто потому что меняешься ты сам между прочтениями.

Однако к нашим баранам. С одной стороны Сэлинджер вообще пишет ни о чём. Ну то есть, в чем смысл истории? Где конфликт? Да, есть момент со школой - но сам герой не относится к этому серьёзно, а автор не тыкает нас в это, мол, смотрите как нельзя или, и вовсе наоборот, учитесь как нужно! Может быть девчонки? Тоже нет. Для героя это часть рутины. Проснулся, улыбнулся, девочка в красивой шубке и каток. Переживает ли герой перерождение? Да наверное и нет. Но он делает очень важную вещь - взрослеет.

Взрослеть - может значить очень многое и автор нам даёт не столько свое понимание взросления, которое далеко от перерождения и прочего, что важно для хорошего персонажа, а скорее просто историю. Суть в том, что и взросление, и сама наша жизнь не имеет конечных ответов. Отличительной чертой такого романа является то, что нас неожиданно бросают в жизнь героя, а затем также быстро обрывают историю. "Над пропастью во ржи" не история о каком-то событии.

Идём дальше.

На смену классике на книжные полки приходит другая литература. Джейн Остин считала, что для каждого поколения, существует своё прочтение культового романа "Гордость и предубеждения". Та же Бриджит, чем не доказательство. Тоже самое случается почти со всей литературой в мире. Старые темы, вечные порой, поднимают уже другие авторы в других декорациях.

по данной книге был снят фильм и в итоге самой привычной обложкой стала именно та, на которой красуются герои из киноленты. Однако, несмотря на то что фильм хоть и вышел довольно близким к первоисточнику, симпатичным глазу, он скорее лишь приближается к понятию неплохого подросткового кино. Но с годами и каждой новой "Эйфорией" от НВО он будет однозначно терять в привлекательно. И темы, на которых в фильме сделан акцент, слишком связаны со своей эпохой.
по данной книге был снят фильм и в итоге самой привычной обложкой стала именно та, на которой красуются герои из киноленты. Однако, несмотря на то что фильм хоть и вышел довольно близким к первоисточнику, симпатичным глазу, он скорее лишь приближается к понятию неплохого подросткового кино. Но с годами и каждой новой "Эйфорией" от НВО он будет однозначно терять в привлекательно. И темы, на которых в фильме сделан акцент, слишком связаны со своей эпохой.

Тут бы я вспомнила про "Хорошо быть тихоней". Снова буду честна, не знаю насколько это книга проходит проверку временем. Тут речь не столько даже о литературе в целом. С тех пор как я прочла её подростком, я к ней ни разу не возвращалась. Но история однозначно добрая. Я могу не помнить этих персонажей, но в памяти все еще четки то, что они мне оставили. Кроме банального - именно после этой книги я пришла к "Над пропастью во ржи" есть и какие-то моменты, которые мне тогда показались крайне близки. В то время, я как и главный герой тоже мечтала стать писателем и все романтические образы, которыми он окружал свою мечту - печатная машинка, с особенной бумагой, например - очень долго значили для меня почти тоже, что и для автора.

Почти в данном случае значит лишь одно - книгу, а скорее серию, которая совершенно случайно попала ко мне в руки в мои 12 лет.

"Дневники Андриана Моула" Сью Таунсенд

В один момент я настолько отчаялась найти печатный вариант, что почти поверила в то, что эти книги мне приснились. Все это подкреплялось тем, что абсолютно никто из моих друзей и знакомых, крайне читающих людей, с различными вкусами ни разу не слышал об этих книгах. Для меня же все было так - лето, мне 11, я зачитываюсь Гарри Поттером, а через год я уже расту вместе с Андрианом и его история не закончится победой над заклятым врагом. Его история вообще-то никогда для меня и не заканчивалась.
В один момент я настолько отчаялась найти печатный вариант, что почти поверила в то, что эти книги мне приснились. Все это подкреплялось тем, что абсолютно никто из моих друзей и знакомых, крайне читающих людей, с различными вкусами ни разу не слышал об этих книгах. Для меня же все было так - лето, мне 11, я зачитываюсь Гарри Поттером, а через год я уже расту вместе с Андрианом и его история не закончится победой над заклятым врагом. Его история вообще-то никогда для меня и не заканчивалась.

Но об этом немножко позже. Я так увлеклась чтением отзывов и изучением статей в русской википедии и англоязычной, что почти решилась приступить к прочтению, но вспомнилось, что курсовая сама себя не напишет. Удивительно, что почти каждое имя и особенно название странных стихотворений Андриана вызывало в моей душе сочные и почти реальные картинки, иначе флэшбэки.

А пока что поиграем в игру с тайной книгой. Немного о тех, произведениях про которые мне ужасно не терпится рассказать в этом ключе, ну а дальше мораль сей басни! не пропустите её, а то получится, что я вас обманула.

📚 1 - розовые волосы, The Smiths "Asleep", панки

📚 2 - джентельмен, Париж, сбор хмеля

📚 3 - прыщи, альтер-эго, Голливуд

Однако, для того чтобы понять зачем нужны такие книги, какие из них действительно можно и нужно читать взрослея, какие из них остаются вечными и будут интересны любому читателю, какие новые представители этого направления интересны, а какие не переживут и десятилетия, было бы не плохо рассмотреть ещё несколько произведений и проблем. Этим я и собираюсь заняться дальше. Так, что если вам интересен этот материал не забывайте подписываться и продолжайте следить за этой темой.

Еще немного моего книжного мини-блога:

🔸 Почему школьная программа по литературе круче, чем нам кажется