Археология | Они, видимо, были не просто воинами-профессионалами, но и возглавляли группировки кочевников
Те, кто не обзавелся своими мечами,
падут под ударами чужих.
Дж.Толкин «Властелин колец».
Место и время действия: село Берёзовка Воробьёвского района Воронежской области, июль 2019 года.
Участники: студенты гуманитарного факультета ВГПУ, экспедиция «Возвращение к истокам».
Объект исследования: курган II века новой эры.
На косогоре, чья высота господствует над окружающей местностью, в густой степной траве притаились курганы. Они настолько незначительны по своим размерам, что у тракториста, держащего рычаги управления мощным погрузчиком с огромным ножом, после просьбы начать «раскопки кургана» на лице – удивление: «Какой курган? Не вижу никакого кургана!» Тогда забиваем три направляющих колышка, протягиваем по ним шнур – вот! Курган!
– Не вижу я, ребята, никакого кургана, буду копать по вашей веревке… Такие они, сарматские курганы… Сарматы (общее название ираноязычных кочевников, кочевавших в первых веках до н.э. – первых веках н.э. на обширных просторах южноуральских, волжских, донских степей) редко сооружали высокие насыпи над погребениями умерших. А если уж и сооружали, то большие насыпи предназначались для особых, знатных людей – цариц и царей, о которых писали древние историки Рима. Но не все же были царями и царицами! А знать была разной.
Тут и вожди племен, и прославившиеся в боях воины. Их тоже хоронили в курганах, но небольших. Однако небольшой курган вовсе не означает, что в нем погребен простой пастух-кочевник. Исследователи сарматских захоронений обратили внимание на данные антропологов: в курганных могильниках похоронены не все представители общества. Нет или очень мало детей. Причем для малолетних не создавали отдельных курганов. Дети как бы сопровождали умершего знатного человека в мир иной... Читать далее
Валерий БЕРЕЗУЦКИЙ, доцент кафедры истории России ВГПУ
Источник: газета «Коммуна»