В 1960-х и 70-х годах прошлого века наверное не было ни одного серьёзного производителя грузовиков, не мечтавшего разместить под капотом своих машин газотурбинный двигатель. Агрегаты становились компактнее, машины, приводимые ими в движение проходили испытания, журналисты предрекали приближение эры огнедышащих грузовиков.
Всё это было не только на Западе, в СССР тоже велись подобные разработки. Вот одна из них – КРАЗ 260 Е. Сделан он был в 1974 году.
Кременчугский автозавод был одним из основных поставщиков тяжелых грузовиков в войска СССР и ряда союзных стран, поэтому военные были особенно заинтересованы во «всеядном» моторе, у которого в системе охлаждения отсутствует вода. В этом плане турбина обладала массой преимуществ перед дизелем.
На грузовик установили экспериментальную ГТД, созданную на Горьковском автозаводе – ГАЗ 99. Её мощность была 250 л.с., это был многотопливный агрегат, который без проблем запускался в любой мороз, что особенно радовало военных. Проект, к слову, финансировало Министерство обороны.
В процессе сопряжения ГТД с механической трансмиссией грузовика возникла традиционная в этом случае проблема. На выходном валу турбины было 33 тыс. об/мин, а на первичном валу КПП должно быть не больше трёх тысяч.
Подходящего редуктора в СССР не было, но тут на помощь пришла венгерская фирма «Отокут». У неё уже был подходящий агрегат, который установили на КРАЗ. Коробка передач тоже была венгерской.
Машина поехала, но успешными эти испытания не были. Редуктор и КПП, рассчитанные на меньшую мощность, ломались. ГТД капризничал, но серьёзных нареканий по нему не было. В целом, проблем по технической части хватало.
На внешний вид машина отличалась от своих дизельных собратьев очень длинным капотом. В передней его части были установлены воздушные фильтры циклонного типа с эжектором, через который удалялась пыль.
Вывод отработанных газов был с обеих сторон над передними крыльями. Струя газов, направленная вниз, поднимала тучи пыли.
Спустя некоторое время был создан второй опытный образец газотурбинного Краза.
В 1976 году появился более современный ГТД, мощностью 350 л.с. Агрегат стал компактней, поэтому второй КРАЗ Э260Е отличался от обычного дизельного собрата лишь массивными выхлопными трубами, выведенными вверх за кабиной.
На испытаниях этой версии слабым местом снова оказалась коробка передач. К концу 1970-х годов военные уже потеряли интерес к этой машине. Результаты испытаний советских газотурбинных машин и западных разработок наглядно показывали, что турбина хороша только на дальних дистанциях, когда машина движется преимущественно с высокой скоростью.
В начале 1980-х проект газотурбинного Краза был окончательно свёрнут.
Еще по теме: Газотурбинный вездеход БАЗ-Э135Г
Автобус НАМИ-053 и Грузовик Kenworth
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru