Найти тему
Гараж Автоклассика

Огнедышащий КрАЗ с длинным капотом. Опытный газотурбинный грузовик

В 1960-х и 70-х годах прошлого века наверное не было ни одного серьёзного производителя грузовиков, не мечтавшего разместить под капотом своих машин газотурбинный двигатель. Агрегаты становились компактнее, машины, приводимые ими в движение проходили испытания, журналисты предрекали приближение эры огнедышащих грузовиков.

Всё это было не только на Западе, в СССР тоже велись подобные разработки. Вот одна из них – КРАЗ 260 Е. Сделан он был в 1974 году.

Кременчугский автозавод был одним из основных поставщиков тяжелых грузовиков в войска СССР и ряда союзных стран, поэтому военные были особенно заинтересованы во «всеядном» моторе, у которого в системе охлаждения отсутствует вода. В этом плане турбина обладала массой преимуществ перед дизелем.

На грузовик установили экспериментальную ГТД, созданную на Горьковском автозаводе – ГАЗ 99. Её мощность была 250 л.с., это был многотопливный агрегат, который без проблем запускался в любой мороз, что особенно радовало военных. Проект, к слову, финансировало Министерство обороны.

-2

В процессе сопряжения ГТД с механической трансмиссией грузовика возникла традиционная в этом случае проблема. На выходном валу турбины было 33 тыс. об/мин, а на первичном валу КПП должно быть не больше трёх тысяч.

Подходящего редуктора в СССР не было, но тут на помощь пришла венгерская фирма «Отокут». У неё уже был подходящий агрегат, который установили на КРАЗ. Коробка передач тоже была венгерской.

-3

Машина поехала, но успешными эти испытания не были. Редуктор и КПП, рассчитанные на меньшую мощность, ломались. ГТД капризничал, но серьёзных нареканий по нему не было. В целом, проблем по технической части хватало.

На внешний вид машина отличалась от своих дизельных собратьев очень длинным капотом. В передней его части были установлены воздушные фильтры циклонного типа с эжектором, через который удалялась пыль.

-4

Вывод отработанных газов был с обеих сторон над передними крыльями. Струя газов, направленная вниз, поднимала тучи пыли.

Спустя некоторое время был создан второй опытный образец газотурбинного Краза.

-5

В 1976 году появился более современный ГТД, мощностью 350 л.с. Агрегат стал компактней, поэтому второй КРАЗ Э260Е отличался от обычного дизельного собрата лишь массивными выхлопными трубами, выведенными вверх за кабиной.

-6

На испытаниях этой версии слабым местом снова оказалась коробка передач. К концу 1970-х годов военные уже потеряли интерес к этой машине. Результаты испытаний советских газотурбинных машин и западных разработок наглядно показывали, что турбина хороша только на дальних дистанциях, когда машина движется преимущественно с высокой скоростью.

В начале 1980-х проект газотурбинного Краза был окончательно свёрнут.

Еще по теме: Газотурбинный вездеход БАЗ-Э135Г

Автобус НАМИ-053 и Грузовик Kenworth

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru