Чтобы работать стюардессой, необходимо пройти обучение этой профессии на специальных курсах бортпроводников.
Необходимое условие обучения в авиакомпании «Аэрофлот» - среднее или высшее образование, знание английского языка не ниже уровня pre-intermediate, хорошее здоровье и возраст до 26 лет. Также есть требование к физическим данным – для девушек рост не ниже 160 см. и не выше 175 см., размер одежды от 42 до 46, рост юношей от 170 см. до 185 см., размер одежды – от 46 до 52. На видимых частях тела – на лице и раках –не должно быть татуировки. Желающие работать бортпроводником должны уметь плавать.
Учебный центр компании «Аэрофлот» находится недалеко от аэропорта Шереметьево. Рядом с аэропортом в местечке Исаково есть гостиница, в которой можно поселиться слушателям курса. В зависимости от количества проживающих в комнате цена за гостиницу от 14 тысяч рублей в месяц за одноместный номер до 9 тысяч рублей в месяц за трёхместный номер. (данные на январь 2018 года).
В «Аэрофлоте», как и в «ВИМ-Авиа» продолжительность обучения 3 месяца.
Обучение бесплатное, но после прохождения курсов заключается договор с авиакомпанией об обязательной отработке бортпроводником в «Аэрофлоте» в течение трёх лет. Если по какой-то причине не получается работать и приходится расторгнуть договор, курсант возмещает компании денежные средства за обучение. Обучение профессии бортпроводника в «Аэрофлоте» стоит 90 тысяч рублей. (данные на январь 2018 года).
Главная цель профессиональных курсов - научить бортпроводников обеспечить безопасный и комфортный полет для авиапассажиров.
Основными темами учебы были:
- Общее знакомство с конструкцией самолета;
- Изучение индивидуальных средств безопасности;
- Оказание первой медицинской помощи;
- Необходимые действия при возникновении экстренных ситуаций;
- Психологическая помощь пассажирам, которые боятся полетов в самолете;
- Организация питания на борту;
- Организация торговли на борту;
- Специальный курс по английскому языку.
Курсы делятся на теоретические и практические занятия. Практические занятие проходят на макетах самолетов. Курсантам показывают планировку самолета, места хранения оборудования, механизмы открывания основных и аварийных выходов.
Курсанты отрабатывают необходимые действия по обнаружению и ликвидации очага возгорания и при задымлении салона. Кстати, оказывается. при отсутствии видимого огня бортпроводникам запрещено произносить слово «пожар», а надо говорить «задымление» с целью нераспространения паники на борту.
Самыми интересными и познавательными практическими занятиями были тренировки по спасению пассажиров в случае аварийного приводнения самолета.
На теоретических занятиях курсантам сказали, что вынужденное приводнение самолета - очень серьезная авария. При ударе о воду самолет также может разбиться и разлететься на обломки, как и при ударе о твердую землю. Известно только несколько случаев успешного аварийного приводнения самолета, когда пассажиры остались живы.
Занятия по спасению на воде проходят в большом бассейне, тоже принадлежащем авиакомпании. Бортпроводников учат, как. быстро установить надувной трап и организовать быструю эвакуацию пассажиров.
На уроках даже рассказывали, как надо вести себя в воде, если рядом оказались акулы. Но в подобной ситуации может помочь только одно – если акула будет принадлежать виду, который питается только морскими животными. Такие акулы на людей не нападают.
На занятиях рассказывали, как вести себя человеку, оказавшемуся в холодной воде. В такой ситуации надо как можно меньше двигаться, чтобы не тратить драгоценную энергию. Если на человеке, оказавшемся в холодной воде, надет спасжилет, ему необходимо принять позу «эмбриона», сложив руки на груди и поджав колени. В такой позе внутренняя энергия и тепло сохранятся дольше.
При приводнении самолета и в случае, если пассажиры оказались в воде, бортпроводникам необходимо собрать людей вместе, чтобы самолетам-спасателям лучше были видны спасжилеты яркого цвета.
На занятиях по предоставлению неотложной помощи учили, как правильно сделать искусственное дыхание и даже как принимать роды на борту. В школе нас всех учили, как делать искусственное дыхание, но все равно это быстро забылось и, наверное, никто не сможет реально помочь на улице умирающему человеку, если не дай Бог, такое случится.
В подобных экстренных случаях, когда кому-то из пассажиров становится плохо во время полета, пилотам сообщается о возникшей ситуации, и они принимают решение о незапланированной посадке. Бортпроводники должны оказать необходимую первую помощь больному до передачи его врачам.
На курсах бортпроводников учат оказывать психологическую помощь. Часто пассажиры даже не знают о том, что будут очень бояться находиться в самолете, оторвавшемся от земли, и у них может начаться паника.
Недавно мы с мужем летали на самолете, и стали очевидцами нервного стресса у молодой девушки.
В аэропорте мы стояли за девушкой в очереди сдавать багаж. Она распрощалась с провожавшими ее друзьями, вынула телефон и радостно сообщила маме, что все в порядке, она уже в аэропорту и скоро садится в самолет.
Наши места оказались на соседних рядах. Беспокойство охватило девушку, когда самолет начал разгоняться и оторвался от земли. В этот момент все пассажиры сосредоточенны, поэтому поведение девушки не было каким-то особенным. Но чем выше поднимался самолет, тем сильнее катились слезы из ее немигающих глаз. И тут, как назло, самолет вошел в зону плотных белых облаков и его начало потряхивать. Девушка испугалась не на шутку. Она начала громко говорить, что очень боится и просто визжала, когда случалась очередная воздушная яма.
Подошла стюардесса, тоже молодая девушка, погладила пассажирку по плечу и предложила пересесть на другое место. Они ушли в хвост самолета. Стюардесса почти весь рейс сидела рядом с беспокойной пассажиркой, держала ее руку и что-то тихонько рассказывала.
Работу по обслуживанию других пассажиров взяли на себя коллеги стюардессы. Когда самолет приземлился в Москве, пассажирка не скрывала радости и счастливой улыбки.
Основной работой бортпроводников, если не возникает чрезвычайных ситуаций, является организация на борту торговли и питания для пассажиров.
Торговля аксессуарами, косметикой и парфюмерией на борту - отдельная тема учёбы. Стюарды должны знать правовые нормы об организации торговли на воздушном судне, принимать и сдавать товар, оформляя нужные сопроводительные документы.
Когда начались полеты, моя дочь говорила, что эта работа ей не нравится, потому что очень ответственна и связана с крупными деньгами, за которые надо отчитаться и сдать их в кассу в аэропорте. Как известно, товары на борту очень дорогие, и ценятся они за подлинную принадлежность к известным брендам, имеющим высокую репутацию у потребителей.
В авиакомпании эту работу поручают новичкам. Потом среди бортпроводников устраивают конкурс: cтюардесса, сумевшая продать товара на самую большую сумму, является победительницей конкурса и получает от авиакомпании ценный приз.
Когда Наташа участвовала в конкурсе, одно из призовых мест заняла ее однофамилица и тезка. Наташа говорила, что сердце ушло в пятки, когда она увидела списки. Но при внимательном рассмотрении номера рейса и пункта назначения, стало понятно, что это просто совпадение. Наташа заняла 72 место из 180.
Интересными были занятия об организации питания на борту. Бортпроводники должны знать наименование блюд и напитков, десертов и фруктов на русском и английском языках. Желательно суметь поддержать разговор и удовлетворить пожелания любого пассажира, поэтому бортпроводники, у которых предыдущее образование связано с изучением иностранных языков, с самого начала трудовой деятельности ставятся на международные рейсы разных направлений.
На совсем короткие рейсы, например, в Воронеж или Нижний Новгород сейчас предлагаются только напитки. На более длительных рейсах в зависимости от дальности полета и времени вылета предлагаются горячие завтраки или обеды, закуски, холодные и горячие напитки, пиво и вино. Приятно получать добавку к завтраку или обеду в виде шоколадки или фруктов.
Раз в полтора месяца в «Аэрофлоте» меняется меню.
Учеба бортпроводников была интересная и полезная. Даже если по окончании курсов по каким либо причинам слушатель не остается в профессии, приобретенные знания наверняка пригодятся в жизни.
Пишите комментарии, делитесь мнением, спрашивайте, ставьте лайки. Спасибо.