Левый трос заднего тормоза испытание выдержал: тянешь рычаг на себя, колес встаёт намертво. А вот правый… Тут прежний хозяин проявил себя умельцем: добыв во времена дефицита (вместо рваного) тросик, который был маленько короче необходимого, он вышел из положения просто. Он наставил его цепью. Немного не расчитал — тормоз работает с отставанием и не вплотняк.
Стали мы думать, где взять такой тросик, но целый и не короткий. Дефицита, конечно, теперь нет, но и машин таких мало. Оказалось, что его можно сделать самим, правда, с помощью сферы современных услуг. Покупаешь трос в размер, наконечник с ушком, находишь в интернете умельцев, которые завальцуют наконечник на трос, находишь пружину, резиновый пыльник-чехол… Разрезную шайбу бережешь старую — и водружаешь на прежнее место. Всё вместе это выглядит так.
Но, оказывается, есть метод проще: поскольку советские технологи, однажды придумав (подсмотрев) вполне простую и надёжную деталь, далее не заморачивались, а использовали её десятилетиями, то тросы ручника практически одинаковы у всех «Москвичей» — вплоть до ижевских. Которые не совсем и «Москвичи». Маленько «Ижаки». Но к ним зато запчасти ещё можно найти на рынке — к примеру, в Южном порту. Что мы и сделали.
Шлангу пора на смену
После раздумий решили поменять ещё один тормозной шланг. На самобытности машины это не скажется, шланги ровно те же, что и 60 лет назад, только лучше. Почему? А вот почему. Хоть и выглядел старый неплохо, но просвет в нём был подозрительно небольшой (продували, не впечатлил), а зондирование показало, что внутри резина разрушается: это опасно и чревато. Дело не только в возрасте, а и в том, что последние хозяева когда-то перешли на новую тормозуху (с БСК на DOT-4, что само по себе прогрессивно и неизбежно), не учитывая, что их смесь (старой и новой) пучит резину. Толком от старой не промыли. Так что прокачка пока отложена. Заметим, что хозяин номер один оставил нам в наследство бутылочку старой БСК тридцатилетней выдержки. Вот запасливые были люди! Как шланг придёт, так мы его и сменим. Из позитива: закончено восстановление руля. Может, ещё полирнуть? Или мозолистые шоферские руки довершат? Уже писал, что руль восстановить непросто, старый пластик либо в труху превращается, либо рассыхается и трескается. Но эпоксидная шпатлёвка, наждачка, грунтовка и акриловая краска спасают дело. И мастер нужен неспешный, близорукий, чтоб видеть малейшие изъяны. Ну, вы поняли.
Он сказал «Затормозили!»
Шланг-то мы ждём, а попробовать новую тормозную хочется. Поскольку машина пока стоит на чурочках, а не ездит по горным дорогам, мы временно заглушили возможно проблемный правый передний тормозной блок, и, благословись, налили в бачок жидкости. Обычной DOT-4. Качнули педалью. Свободный ход — нормальный, но далее провал. Стали покачивать и ждать: тут выводов может быть два. Первый — что-то напортачили, и тормозная жидкость не поступает в главный цилиндр. Или просто идёт медленный процесс вытеснения воздуха из системы. Прошло полчаса. Мы забеспокоились: качки педалью реакции не дают. И тишина. Пока лазили в блоги знатоков, которые не все, к счастью, заслуживают отношения, завещанного Остапом, пришла идея глянуть, а что там в нашем собственном бачке? Интеллект — страшная сила! Ого! Да он опустел наполовину! Долили. Тут ни в коем случае нельзя допустить, чтобы бачок опустел, вытесненный воздух вернётся, начинай сначала. А залезши под машину, мы с радость обнаружили: капает кое-где на соединениях шлангов и трубочек! Никогда ещё автомобилисты так не радовались течи — в нашем случае это свидетельствовало, что ГТЦ работает, тормозная медленно, но вытесняет воздух, а когда мы подтянули штуцеры на наших прекрасных медных трубочках и новых шлангах, ощутимо окрепла педаль, стало похоже на нормальное торможение — без гидроусилителя (его тут просто нету), живой человеческой силой. Интеллектуальной, в том числе. Далее мы пошли обычным для русского человека путём, когда до верных выводов он уже дошел сам, ошибаясь и сомневаясь: открыли книгу по ремонту «Москвичей».
Предусмотрительно скачанную из интернета. И начерно пошли по схеме вытеснения воздуха поочередно из тормозов правого заднего колеса, потом, левого (и никак иначе) — процедура это не сказать, чтоб увлекательная (шланги, банки, клапана), но без неё никуда, а главное мы услышали, что заработали тормозные цилиндры на колёсах, ожили колодки и примкнули к барабанам, рычаги задвигались, пружинки напружинились — вот он, приход! Щас накроет! И точно: один из нас, вращая колесо, обнаружил, что когда второй нажимает педаль тормоза, оно встаёт намертво! Оба-на! Впереди ещё море работы, не одни выходные не увидят нас семьи, но дело пошло. У нас уже были мелкие успехи в подкраске, обшивке дверей и т.п. Но восстановить не декорацию, а жизненно важный орган (умные книги пишут, что и тут мы правы, начать надо с безопасности) нам, как начинающим реставраторам, удалось впервые. На фото — Савелий Крамаров ремонтирует свой «Москвич-407».