Культовый фильм культового режиссёра, конечно, входит в число популярнейших и самых цитируемых отечественных картин последних десятилетий. Но для Алексея Балабанова, всегда искавшего свой стиль в киноискусстве на протяжении творческого пути, эта картина стала данью массовой культуре, позволившей ему создавать новые картины.
Первый фильм "Брат" снимался в середине девяностых, в тяжёлые для кинематографа времена, когда цены были запредельными, а денег не было ни у кого. Но у режиссёра и сего сподвижников было настолько сильное желание снимать это кино, что они шли на всё. чтобы сделать то, что задумали.
Алексей Балабанов задумал фильм задолго до того, как начал его снимать. О своих идеях он не раз говорил продюсеру кинокомпании СТВ Сергею Сельянову, но осуществить задуманное удалось, только, когда режиссёр побывал на показе фильма "Кавказский пленник", в которой одну из главных ролей сыграл Сергей Бодров младший. Тогда Алексей Октябринович понял, что это и есть Данила Багров.
Съемки проводились всего на несколько тысяч долларов. Экономили на одежде, гриме, операторах и актёрах. Кто-то снимался в фильме просто так, ради искусства, кто-то - в надежде на будущий гонорар. Знаменитый поношенный свитер Данилы нашли в секонд-хенде, впрочем, как и берет. Плёнку, по легенде, режиссёру отдали британские киноделы, которые снимали фильм "Анна Каренина", у них остался материал, а выбрасывать жалко...
Вот в таких условиях и снимался культовый фильм девяностых. Возможно, именно поэтому фильм получился таким запоминающимся и, не побоюсь этого слова, правдивым.
Второй же "Брат" - чисто коммерческая история, возникшая на волне успеха первого фильма. Здесь уже более серьёзные деньги, звёзды различной величины, музыка от ведущих рок-исполнителей. Для телеведущих, популярных певиц и другой светской элиты появиться в этом фильме было уже за счастье. В общем, всё было рассчитано на массового зрителя. В угоду зрителю сюжет сделали лёгким для восприятия, а диалоги - яркими и популистскими, чтобы их можно было цитировать на каждом шагу.
Да и сам Данила стал другим. В первом фильме он не говорит "русские на войне своих не бросают" и не спрашивает всех подряд "в чём сила, брат". Там он просто отморозок, возможно, с посттравматическим расстройством, у которого нет никаких моральных принципов. То есть, он не плохой, и не хороший. Он - такой, каким его сделало общество, отправив на войну. Именно поэтому ему убить, что в магазин за хлебом сходить. Да и мотивов у него в общем-то нет. И если его спросят, зачем, мол, столько людей убил. Он запросто ответит - за дело.
Данила Багров номер два представлен нам уже с какими-то замашками патриота, говорящего на понятном для большинства россиян языке, ненавидящего всё чужое и мятущегося ради каких-то придуманных для себя идеалов и моральных принципов. Здесь уже фильм работает на типичных российско-совковых стереотипах - Америка – зло, а жители её – уроды (именно так называет их один из героев фильма). Ну, и главный принцип: мы русские - наше дело правое, мы победим и так далее...
Если вдуматься в довольно примитивный сюжет, то Данила едет в Америку, кладёт там кучу народа только для того, чтобы забрать у гангстеров деньги, заработанные нашим хоккеистом, играющим за чужую страну. Я, конечно, утрирую, но суть фильма именно такова.
Вот именно поэтому "Брат 2" - конъюнктурный, снятый на потребу обществу фильм, который стал худшим в творческой коллекции великого режиссёра Алексея Балабанова.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, ставьте лайки, если не согласны - комментируйте, впрочем, если согласны - тоже.