Продолжим разбирать Протокол опроса разведчика штаба 1-го Белорусского фронта от 04 октября 1944 года, опубликованный на сайте Министерством обороны Российской Федерации. Напомним, советский разведчик с псевдонимом «капитан Олег» был заброшен штабом 1-го Белорусского фронта в охваченную восстанием Варшаву для координации действий между повстанцами и частями Красной Армии.
Читайте также: 1 часть статьи, 2 часть статьи
Отдельным разделом в показаниях советского разведчика выделяется вопрос отношения как гражданского населения города, так и руководителей восстания к Красной Армии и Советскому Союзу.
«Капитан Олег» сразу же отмечает, что руководство АК проводило агрессивную антисоветскую пропаганду и выдвигало лозунг о «Втором чуде на Висле». Фактически, речь шла о приложении всех усилий для того, что бы не допустить входа советских войск в Варшаву. Выходит, что на помощь советских войск командование АК не только не рассчитывало, но и изначально было против неё.
В тоже время, как свидетельствует «капитан Олег», пропагандисты Армии Крайовой с самого начала восстания (о подготовке и начале которого советское руководство уведомлено не было), акцентировали внимание на том, что помощь повстанцам оказывают Англия и США, в отличии от Советского Союза. Интересная ситуация получается – в город вы советские войска пускать не желаете, но на отсутствие помощи со стороны СССР жалуетесь.
Но, как отмечает разведчик, все усилия польских пропагандистов очень быстро стали бесполезными. Горожане прекрасно видели и понимали, чья авиация прикрывает небо над Варшавой при доставке грузов, чья артиллерия работает с восточного берега Вислы на подавление немецких позиций, чьи самолеты сбрасывают грузы и где именно собраны эти самые грузы.
Но самый сильный удар по русофобским и антисоветским позициям Армии Крайовой был нанесен 14 сентября, когда подразделения 1-ой Польской Армии, воевавшей в составе 1-го Белорусского фронта, очистили от немцев предместье Варшавы Прагу, расположенное на восточном берегу Вислы. Нескольким солдатам-полякам из 9-го полка 1 ПА даже удалось пробиться в центр города к восставшим. К сожалению, этим солдатам пришлось погибнуть. И не от немецкой пули, а от рук своих же соотечественников. Они были убиты членами ПКБ – Польского Корпуса Безопасности, входившего в структуру АК и выполнявшего контрразведывательную функцию.
Освещая деятельность упомянутого ПКБ, «капитан Олег» рассказывает и о том, что поляки целенаправленно проводили в городе облавы на русских военнопленных, сбежавших из немецкого плена и пытавшихся примкнуть к повстанцам. Пойманных красноармейцев и офицеров содержали в качестве заложников для последующего возможного обмена с частями Красной Армии.
Разведчик характеризует ПКБ как крайне националистическую организацию, занимавшуюся этническими чистками. Так, в документе отмечается, что силами польских националистов было вырезано или расстреляно все украинское население города. Также были истреблены и остатки евреев, которых не успели уничтожить немцы.
Развернуло ПКБ террор и в отношении своих союзников по восстанию – бойцов Армии Людовой. За любую провинность, как свидетельствует документ, бойцы АЛ арестовывались и расстреливались. Имели место и факты подготовки сугубо террористических актов по устранению руководства АЛ. А бойцам АЛ на первом этапе восстания даже запрещали разводить сигнальные костры для получения грузов, сбрасываемых советской авиацией.
Не думаю, что проведение этнических чисток, как и дискриминационная политика в отношении польских социалистов, проводились без ведома и предварительного согласования с «лондонским» правительством. К тому же, как указывает «капитан Олег», в городе действовала делегатура правительства Миколайчика, согласовывавшая практически любой свой шаг с Лондоном. Также интересно узнать ответ на вопрос – а знали ли «союзнички», так щедро снабжавшие АК и поддерживавшие её на политической арене, о том, кто «окончательно решил еврейский вопрос» в Варшаве и вырезал там украинское население?
Не удивительно, что многие солдаты и офицеры Армии Крайовой, видевшие истинное лицо рвавшихся любой ценой к власти «лондонских изгнанников», начали открыто переходить на сторону Армии Людовой.
Однако генерал Скоковский, не желавший идти на конфронтацию с АК и старавшийся любыми усилиями сохранить единство повстанцев в борьбе с немцами, отказывал АК-овцам в приёме в свои ряды, хотя и вёл подробный учет таких лиц.
Как видим, внутренние противоречия явно не способствовали консолидации восставших. Очевидно, что главной целью, которую преследовали сторонники Армии Людовой, было скорейшее объединение с частями Красной Армией и освобождение города. Руководство же Армии Крайовой предпринимало все возможные шаги к недопущению входа советских войск в город и по ликвидации внутрипольской оппозиции, что только усугубляло положение как мирного населения города, так и восставших.
К чему привели все эти внутрипольские дрязги – расскажем в следующей части нашей статьи.