Метод коллективной анимации обучения как главный дидактический метод педагогики служения уже довольно широко известен.
Но на всякий случай вкратце напомним, что это метод, когда знания из мозгов учащихся непосредственно «оживляются» в их душах, и, по возможности, анимируются их телами.
Философско-религиозная основа этого метода следующая. Человек, как это поняли еще древние греки, есть «микрокосм», в нем в свернутом виде находится вся окружающая его вселенная. Поэтому они и утверждали: познай самого себя, и ты познаешь весь мир.
А христианское учение утверждает, что человек – это «образ и подобие Бога», а значит, наделен важнейшими богоподобными качествами, главные из которых – это способности к любви, творчеству, бесконечной жизни и беспредельному познанию.
Опираясь на эти положения, метод коллективной анимации и старается проложить новую дорогу зашедшей в тупик старой образовательной системе, пытающейся по старинке запихнуть в мозги учащихся как можно больше оторванных от жизни абстрактных знаний, не заботясь об их адекватном усвоении.
Адекватном – это значит таком усвоении, когда знания не пылятся ненужным хламом в мозгах в ожидании ЕГЭ, а стали частью самих учащихся, их мировоззрения и реальной жизни на уровне их духа, душ и тел. В этой связи русский язык как один из ведущих школьных предметов может сыграть ключевую роль в грядущей перестройке образовательной системы в указанном направлении.
Ниже, коллеги, вам будет представлена серия материалов, посвященная указанной проблематике - как перевести обучение русскому языку в русло коллективной анимации обучения.
Как показать учащимся, что русский язык – это не набор бесчисленных слов и правил по их правописанию, а непосредственная и живая часть их духа, душ и даже тел, причем часть, зачастую их определяющая и формирующая.
По сути дела будет дана попытка коренной смены учебной парадигмы: не абстрактные знания и мозги, в которые эти знания нужно всунуть, а человек и языковая составляющая как часть его самого, когда познание языка и его правил становится частью процесса познания самого себя.
Возможно, атеистически настроенных учителей покоробят частые ссылки на библейские и евангельские тексты. По этому поводу хочется сказать, что давно нужно преодолевать искусственно созданный разрыв между наукой и религией, и только совместное использование их «достижений» может дать интегральное и целостное знание об окружающем нас мире.
Наука без религии является плоской и духовно выхолощенной, а религия без науки страдает от обскурантизма и невежества, поэтому их синтез – давно уже назревшая потребность современного образования.
Слово и язык
Начать, пожалуй, стоит с самого глубокого первоисточника - с духовно-религиозной основы происхождения слова и языка, составленного из этих слов. В самом начале Евангелия от Иоанна мы читаем:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть…» Ин. 1. 1-3.
Что же получается? Бог-Отец рождает Бога-Слово, второе лицо Божественной Троицы, и уже Бог-Слово творит все многообразие окружающего мира: «Все чрез Него начало быть…» Но творит как? Своим божественным Словом, изрекая слова, которые становятся явлениями окружающего нас мира. Схематично это можно представить себе так:
Здесь важно отметить ключевую роль «слова» во всех его смыслах. Бог действительно сотворил этот мир СЛОВОМ – и через свою вторую Ипостась, именуемую Богом-Словом, и через слова, которые эта Ипостась изрекала, и которые затем становились явлениями окружающего мира. Например, вот как повествуется о появлении света:
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Быт. 1. 3.
Но на этом процесс словообразования, связанный со светом не закончился. Далее читаем:
«И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Быт. 1.5.
«Свет», «день», «ночь», «вечер», «утро» - дальнейшее обогащение явлений окружающего мира и слов выражающих эти понятия. Одним из таких «слов» и стал созданный Богом человек. Причем, вскоре после своего сотворения человек тоже подключился к процессу «словообразования». В Библии повествуется о том, как человек нарекал животных, давая им «имена», фактически начав процесс формирования своего собственного языка:
«Господь Бог образовал на земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…». Быт. 2. 19-20.
Естественно, что к процессу «именования» подключились не только животные, а все явления окружающего человека мира, и человеческий язык продолжил свое обогащение. Только последовательность появления этих слов была обратная. Не слово, а следом за ним явление, а наоборот: сначала явление, а затем придуманное для него слово:
Так постепенно развивался язык, обогащаясь все новыми словами – процесс, который продолжается и в настоящее время. Само развитие языка можно представить в виде роста дерева, которое с событий, связанных с Вавилонской башней (где языки впервые «смешались», то есть появились разные языки), стало ветвиться все новыми ветками, среди которых русский язык – одна из самых молодых порослей на этом языковом древе.
Кстати, справедливости ради следует сказать, что и «божественный» способ появления новых слов для человека тоже нельзя сказать, что закрыт полностью. Это когда сначала «придумывается» понятие, а затем в окружающем мире находится соответствующее ему явление. Некоторые явления в окружающей нас вселенной или в микромире элементарных частиц были сначала теоретически предположены и «названы» («черные дыры», нейтрино и т.д.), и только лишь впоследствии их существование было доказано экспериментально