Найти тему
Александр Дедушка

в коллективной анимации обучения. (1) Происхождение слов

Метод коллективной анимации обучения как главный дидактический метод педагогики служения уже довольно широко известен.

Но на всякий случай вкратце напомним, что это метод, когда знания из мозгов учащихся непосредственно «оживляются» в их душах, и, по возможности, анимируются их телами.

Философско-религиозная основа этого метода следующая. Человек, как это поняли еще древние греки, есть «микрокосм», в нем в свернутом виде находится вся окружающая его вселенная. Поэтому они и утверждали: познай самого себя, и ты познаешь весь мир.
А христианское учение утверждает, что человек – это «образ и подобие Бога», а значит, наделен важнейшими богоподобными качествами, главные из которых – это способности к любви, творчеству, бесконечной жизни и беспредельному познанию.

Опираясь на эти положения, метод коллективной анимации и старается проложить новую дорогу зашедшей в тупик старой образовательной системе, пытающейся по старинке запихнуть в мозги учащихся как можно больше оторванных от жизни абстрактных знаний, не заботясь об их адекватном усвоении.

Адекватном – это значит таком усвоении, когда знания не пылятся ненужным хламом в мозгах в ожидании ЕГЭ, а стали частью самих учащихся, их мировоззрения и реальной жизни на уровне их духа, душ и тел. В этой связи русский язык как один из ведущих школьных предметов может сыграть ключевую роль в грядущей перестройке образовательной системы в указанном направлении.

Ниже, коллеги, вам будет представлена серия материалов, посвященная указанной проблематике - как перевести обучение русскому языку в русло коллективной анимации обучения.

Как показать учащимся, что русский язык – это не набор бесчисленных слов и правил по их правописанию, а непосредственная и живая часть их духа, душ и даже тел, причем часть, зачастую их определяющая и формирующая.

По сути дела будет дана попытка коренной смены учебной парадигмы: не абстрактные знания и мозги, в которые эти знания нужно всунуть, а человек и языковая составляющая как часть его самого, когда познание языка и его правил становится частью процесса познания самого себя.

Возможно, атеистически настроенных учителей покоробят частые ссылки на библейские и евангельские тексты. По этому поводу хочется сказать, что давно нужно преодолевать искусственно созданный разрыв между наукой и религией, и только совместное использование их «достижений» может дать интегральное и целостное знание об окружающем нас мире.

Наука без религии является плоской и духовно выхолощенной, а религия без науки страдает от обскурантизма и невежества, поэтому их синтез – давно уже назревшая потребность современного образования.

Слово и язык

Начать, пожалуй, стоит с самого глубокого первоисточника - с духовно-религиозной основы происхождения слова и языка, составленного из этих слов. В самом начале Евангелия от Иоанна мы читаем:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть…» Ин. 1. 1-3.

Что же получается? Бог-Отец рождает Бога-Слово, второе лицо Божественной Троицы, и уже Бог-Слово творит все многообразие окружающего мира: «Все чрез Него начало быть…» Но творит как? Своим божественным Словом, изрекая слова, которые становятся явлениями окружающего нас мира. Схематично это можно представить себе так:

Схема появления слов и явлений
Схема появления слов и явлений

Здесь важно отметить ключевую роль «слова» во всех его смыслах. Бог действительно сотворил этот мир СЛОВОМи через свою вторую Ипостась, именуемую Богом-Словом, и через слова, которые эта Ипостась изрекала, и которые затем становились явлениями окружающего мира. Например, вот как повествуется о появлении света:

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Быт. 1. 3.

Но на этом процесс словообразования, связанный со светом не закончился. Далее читаем:

«И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Быт. 1.5.

«Свет», «день», «ночь», «вечер», «утро» - дальнейшее обогащение явлений окружающего мира и слов выражающих эти понятия. Одним из таких «слов» и стал созданный Богом человек. Причем, вскоре после своего сотворения человек тоже подключился к процессу «словообразования». В Библии повествуется о том, как человек нарекал животных, давая им «имена», фактически начав процесс формирования своего собственного языка:

«Господь Бог образовал на земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…». Быт. 2. 19-20.

Естественно, что к процессу «именования» подключились не только животные, а все явления окружающего человека мира, и человеческий язык продолжил свое обогащение. Только последовательность появления этих слов была обратная. Не слово, а следом за ним явление, а наоборот: сначала явление, а затем придуманное для него слово:

Схема обогащения словарного запаса человека
Схема обогащения словарного запаса человека

Так постепенно развивался язык, обогащаясь все новыми словами – процесс, который продолжается и в настоящее время. Само развитие языка можно представить в виде роста дерева, которое с событий, связанных с Вавилонской башней (где языки впервые «смешались», то есть появились разные языки), стало ветвиться все новыми ветками, среди которых русский язык – одна из самых молодых порослей на этом языковом древе.

Кстати, справедливости ради следует сказать, что и «божественный» способ появления новых слов для человека тоже нельзя сказать, что закрыт полностью. Это когда сначала «придумывается» понятие, а затем в окружающем мире находится соответствующее ему явление. Некоторые явления в окружающей нас вселенной или в микромире элементарных частиц были сначала теоретически предположены и «названы» («черные дыры», нейтрино и т.д.), и только лишь впоследствии их существование было доказано экспериментально