Найти в Дзене
Смотри в оба!

С помощью каких дополнительных устройств режиссёры пугают зрителей

Оглавление
Фото: dreamstime.com
Фото: dreamstime.com

Ламповый телевизор съел пенсионерку. Видеокассета-нацист задушила продавца-консультанта. DVD-плеер сошёл с ума и застрелился… Всего этого вы здесь не найдёте, но зато узнаете, какими способами авторы пытаются добиться максимального воздействия на зрителя.

Продюсеры и режиссёры не перестают искать способы стимуляции рецепторов зрителей, особенно когда речь заходит о триллерах, хоррорах и экшен-фильмах. И речь идёт не о кинематографическом мастерстве как таковом, а о всякого рода приспособлениях, которые призваны добавить к изображению на экране дополнительные ощущения.

Уильям Касл / Фото: wikimedia.org
Уильям Касл / Фото: wikimedia.org

Большим выдумщиком по части такого рода интерактива был голливудский режиссёр Уильям Касл, расцвет шалостей которого пришёлся на 50-60-е годы прошлого века. Король трюков, каким он был для современников, начинал экспериментировать с ужасами в 1958-ом с безобидного страхования жизни зрителей на 1000 долларов перед сеансом фильма «Мрак» (Macabre) на случай смерти от страха, что не могло оставить равнодушными доверчивых посетителей. В следующем году он выпустил на экран «Дом ночных призраков» (House on Haunted Hill). Во время его демонстрации – в моменты наивысшего напряжения – над головами зрителей без всякого зазрения совести пролетали бутафорские скелеты, заранее привязанные к потолку заботливыми руками реквизиторов. Этот чудо-эффект Касл назвал Emergo, что в переводе с латыни означает «возникать».

В «13 призраках» (13 Ghosts) 1960 года Касл попытался, чтобы у зрителя возникли иные чувства. Перед фильмом продюсер и режиссёр записал обращение, в котором пожелал всем «удачных призраков» и показал, каким образом надо пользоваться очками (гаджет под названием Illusion-O), выданными перед началом сеанса. Эти очки совсем не были похожи на анаглифные очки для просмотра стереоскопических фильмов, к тому моменту уже потерявшие свою популярность (рассказ о развитии трёхмерного кино заслуживает отдельного разговора).

Это были две горизонтальные полоски (синего и красного цвета), приклеенные к куску картона. Касл говорил: «Если вы верите в призраков, то смотрите фильм через красную полосу, если не верите – через синюю». В какой именно момент надо смотреть, предупреждала надпись на экране. В зависимости от «веры», а точнее, от выбранного светофильтра на экране можно было разглядеть или не разглядеть очертания бесплотных сущностей. Фокус состоял в том, что даже самый махровый скептик не мог удержаться от того, чтобы посмотреть через красную полоску. И по сей день этот трюк работает – достаточно перед просмотром вооружиться двумя разноцветными стёклами.

Считаете, что это приспособление могло бы вас напугать?

Продолжение следует... Часть вторая находится по этой ссылке, а заключительная здесь.

Алексей Двоеглазов

Друзья, если вам понравилась статья – ставьте палец вверх, делитесь текстом в соцсетях и подписывайтесь на мой канал, нажав на эту ссылку. Спасибо!

Возможно вас заинтересуют и другие мои материалы:
«Джонни, сделай мне монтаж!». Меняем кино до неузнаваемости с помощью «ножниц»
Почему фэйковое кино стало таким популярным
Как реагировать на спойлеры и тех, кто их распространяет