Данный материал был сделан к юбилею фильма "Волшебный халат", но в силу обстоятельств так и не был представлен на творческом вечере в г. Баку...
"Волшебный халат" (1964, "Азербайджанфильм") Али-Сэттара Атакишева - ТРЕТИЙ советский фильм со времен 30-х годов (фильмов "Новая Москва" и "Космический рейс"), где были показаны картины победившего коммунизма. Но главное, этот фильм - яркий пример прогностических свойств научной фантастики.
Эти свойства бывают двух видов. Во-первых, предсказания развития науки. Во-вторых, предсказания развития жанра фантастики.
Итак, первое - научные предвидения. Перенесясь в будущее, герои фильма, пионеры Рашид и Зарифа видят следующие технические "гаджеты".
Еще перед путешествием в будущее Рашида, пионеры взахлеб диктовали
ему вопросы к грядущим поколениям. Надо отдать должное авторам, они не вкладывают в детские уста взрослые газетные штампы (о мире во всем мире и пр.), школьники интересуются тем, что им ближе - футболом, рыболовством, кондитерией...
Теперь второе - предсказания развития жанра фантастики.
Такое бывает, на самом деле, не часто. Есть поразительный пример - сценарный план великого режиссера Александра Довженко "В глубинах космоса", где были предвидены образы многих будущих советских НФ-фильмов.
Вторым таким примером является именно "Волшебный халат".
Эпизод приземления пионеров на индивидуальных летательных капсулах впечатляет до сих пор - благодаря таланту художников Гусейнова и Азимова. Эти капсулы внешне почти идентичны с т.н. "флипами" - аппаратами из сериала "Гостье из будущего" по повести Кира Булычева "Сто лет тому вперед", который будет снят ровно через 20 лет. (Конечно, можно обвинить художников студии им.Горького в плагиате, но версия предвидения - и приятнее, и вероятнее).
В финале фильма авторы решили, что все события "оказывались" иллюзией работы фокусника по имени Ио-Кио. Эту роль исполнил актер Анатолий Фалькович. Он действительно похож на популярного тогда циркового иллюзиониста Эмиля Кио. Но иллюзия - это авторская условность, путешествие во времени было снять слишком реалистично, чтобы зрители "купились" на это авторское лукавство. Ио-Кио - безусловно, волшебник.
И есть его поразительное сходство с двумя персонажами фантастики других времен и стран.
Во-первых, он не только внешне, но даже своим именем похож на И.О.О. (Исполняющего Особые Обязанности, сыгранного Иннокентием Смоктуновским) из снятой через 10 лет дилогии Ричарда Викторова "Москва-Кассиопея"/"Отроки во Вселенной". Он точно так же способен на путешествия во времени и пространстве, и так же помогает советским пионерам. (Тут вновь стоит выбор между плагиатом и предвидением - и опять-таки я предпочитаю второй вариант).
Второй персонаж появился практически одновременно с Ио-Кио, но - далеко на Западе, в Англии. В том же 1964 году были сняты первые серии НФ-сериала "Доктор Кто". Уникальность его в том, что это - единственный сериал в истории, который снимается до сих пор. Даже в эти дни телеканал ВВС показывает очередной сезон.
Сомневаюсь, что в тогдашнем СССР кто-то смотрел этот сериал, поэтому плагиата здесь быть не может. Но сходство - явное. Доктор Кто - представитель расы "таймлордов", "повелителей времени", которые способны перемещаться во времени и пространстве, вместе со спутниками- землянами, как правило, молодыми. Не будет преувеличением сказать, что и Ио-Кио, и И.О.О. - такие же "таймлорды". Всех троих объединяет еще и экстравагантное поведение - элегантные костюмы, и экзотические аксессуары. Если Ио-Кио носит чалму, то Доктор Кто любил носить... феску.
А волшебное заклинание, переносящее в иную эру ("Амаравати, амаравати, чандрика, кинтамани, кинтамани, ишвара...") оказывается набором санскритских слов и географических названий. Это было веянием вполне реального времени - докатившейся в 60-е до СССР модой на занятия йогой...
Что же все это доказывает? То, что произведения искусства с годами становятся только интереснее...